Проверяемый текст
Васильев, Александр Игоревич. Система национальной безопасности Российской Федерации : Конституционно-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 47]

дарств, во многих международных документах, в том числе в решениях Организации Объединенных Наций (ООН) и других международных организаций.
Но при этом, как отмечает М.И.
Лазарев, «к сожалению, наука международного права пока еще не располагает не только сколько-нибудь значительной работой по вопросу о международном правопорядке, но даже четким определением такового» .
Для юристов-международников в категории «международный правовой порядок» центральное место, вне всякого сомнения, принадлежит
понятию «безопасность», «порядок».
В общеупотребительном смысле оно, как известно, имеет
значение правильного, налаженного состояния, состояние мира и спокойствия, надлежащее «упорядочение» поведения, «соблюдение правил»; применительно к общественным отношениям толкуется как режим и правила, по которым осуществляются эти отношения.
Понятие «безопасность» в контексте международного сообщества государств должно отвечать сложившимся общечеловеческим представлениям, что призвано означать определенные отношения между государствами, предусмотренные и установленные международным правом.
Началом формирования всеобъемлющей системы международной безопасности послужило создание в 1945 году ООН.
Международный правопорядок, формируемый на основе принципов устава ООН, за-* ключался в недопущении главной угрозы национальной безопасности нападения извне .
Понимание безопасности в целом, как указывает М.И.
Лазарев, состоит в том, что это не часть общественного порядка, а весь общественный порядок, так как весь общественный порядок, а не часть его, должен соответствовать международному праву, его основным принЛазарев М.И.
Теоретические вопросы современного международного морского права.
М., 1983.
С.

123.

2См.: Авдеев Ю.И.
Указ.
соч.
С.
354.
47
[стр. 69]

его вооруженными силами в мирное и военное время для достижения национальных приоритетов.
3.
Стратегия национальной безопасности это также официальный документ, в котором излагаются взгляды руководства той или иной страны на национальные интересы и основные направления политики государства для защиты их от внутренних и внешних угроз.
4.
Стратегия национальной безопасности обеспечивает высший уровень государственной политики и призвана решать глобальные задачи.
Она определяет основные ориентиры для разработки национальной военной стратегии.
5.
Следует отметить, что сама по себе публикация американской Концепции национальной безопасности позволяет США получать определенные выгоды: она как бы опережает их партнеров и соперников в политической игре, заставляя их тем или иным образом реагировать на создаваемую американцами ситуацию, действовать с оглядкой на Америку и ее интересы.
6.
Представляется целесообразным использовать опыт, накопленный в зарубежной политологии при дальнейшей разработке отечественной теории национальной безопасности и концепции национальной безопасности России.
3.
Международно-правовые основы национальной безопасности.
В наши дни понятие "международный правовой порядок" или же более сокращенно "международный правопорядок" часто используется в заявлениях и выступлениях официальных представителей государств, во многих международных документах, в том числе в решениях Организации Объединенных Наций и других международных организаций.
Правда при этом, как отмечает Лазарев М.И., " к сожалению, наука международного права пока еще не располагает не только сколько-нибудь значительной работой по вопросу о международном правопорядке, но даже четким определением такового".
Для юристов-международников в категории "международный правовой порядок" центральное место вне всякого сомнения принадлежит
слову "порядок".
В общеупотребительном смысле оно, как известно, имеет
смысл 40Лазарев М.
Теоретические вопросы современного международного морского права.
М.
1983.
стр.
123.


[стр.,71]

поведения государств, который предписан международным правом для всех государств, а не нарушение данным государством какой-то "совокупности" международных отношений или же правоотношений, сложившихся в современном мире.
Международного правового порядка должны придерживаться все государства, независимо от того, вступили ли они в реальные правоотношения.
Возьмем, для примера, появляющиеся на мировой карте независимые государства, которые еще только начинают вступать в международную жизнь.
Тем не менее, это требование полностью действительно и в отношении к уже существующим государствам, независимо от времени их возникновения.
Так, государства, решившие установить между собой дипломатические отношения, обязаны строго следовать порядку, установленному в отношении осуществления дипломатических отношений.
Это предусмотрено в действующем международном праве (в частности, в Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г.).
Но это не единственная ссылка.
Возьмем, к примеру, деятельность и взаимоотношения государств по освоению пространств и природных ресурсов Мирового океана.
Не все государства участвуют в такой деятельности непосредственно.
К тому же часть из них вообще не является участником международных правоотношений по поводу использования морских пространств и ресурсов.
Однако, приступая к осуществлению той или иной деятельности в Мировом океане, все государства обязаны строго придерживаться установленного международным правом порядка мореплавания или добычи ресурсов в территориальном, окрытом море, в пределах национального континентального шельсЬа или экономической зоны.
В целом, кроме определений по международному морскому праву, интересен подход М.И.Лазарева к пониманию международного правопорядка в целом.
Например, он считает, что " в международном праве правопорядок это не часть общественного порядка, а весь общественный порядок, так как весь общественный порядок, а не часть его, должен соответствовать международному праву, его основным принципам, Уставу ООН и конкретизирующим их принципам и нормам.
Все, что не соответствует праву, это уже не общественный порядок".
Интересна точка зрения на эту тему и известного украинского юриста-международника В.А.Василенко.
Он, в частности, считает, что " международный 43 Лазарев М.
Теоретические вопросы современного международного морского права.
М.
1983.
стр.124.

71

[Back]