Проверяемый текст
Новиков, Александр Владимирович; Декомпозиция факторов роста российской промышленности (Диссертация 2005)
[стр. 23]

промышленности оценивается в 65-70%); • денежного предложения, которое сейчас практически целиком определяется операциями ЦБ РФ с валютными резервами.
Кроме того, в период трансформационного кризиса в технологической структуре национальной промышленности доминировали три основных уклада: 1) транснациональный, интегрированный в мировое хозяйство; 2) региональные экономические анклавы; 3) инфраструктурные монополии.
В
настоящее же время наметился (хотя еще и не стал устойчивым) процесс формирования новых двух укладов: • объединение транснационального уклада и внутренне-ориентированных производств, что крайне важно с точки зрения перелива капитала и инвестиционного обеспечения роста их наукоемкости; • «трансформация» региональных экономических анклавов в межрегиональные объединения под воздействием экспансии крупных корпораций и усиления кооперационных связей конечных производств.
Ключевая проблема развития в рамках
посткризисной системы воспроизводства экономики состоит в диспропорциях конечного спроса, производства и доходов.
Сдвиги в распределении доходов не порождают соответствующего расширения конечного спроса, что тормозит экономический подъем
и его инвестиционное обеспечение.
Однако «анормальность» такой макротехнологической структуры воспроизводства связана с тем, что на пути устойчивого роста промышленного производства имеются вполне определенные ограничения.
Это обусловлено тем, что импульсы развития, генерируемые потребительским спросом домашних хозяйств (около 40% конечного спроса на товары), с трудом «трансформируются» в расширение производства из-за низкой конкурентоспособности перерабатывающих отраслей и недостатка их собственных ресурсов предприятий для ее качественного обновления.
Экспорт
23
[стр. 62]

• в формировании денежного предложения, которое сейчас практически целиком определяется операциями ЦБ РФ с валютными резервами.
Экономика стала значительно более монетизированной.
Доля бартера сегодня составляет 14-15%, в то время как в докризисный период она достигала 50%.
Соответственно усилилась зависимость динамики производства от масштабов и условий денежного предложения.
Возросла роль банковской системы в обеспечении промышленного подъема.
Наконец, изменилась организационная структура 'экономики.
В период трансформационного кризиса в
ней доминировали три основных уклада: 1) транснациональный, интегрированный в мировое хозяйство; 2) региональные экономические анклавы; 3) инфраструктурные монополии.
В
посткризисный период наметился (хотя еще и не стал устойчивым) процесс формирования новых двух укладов: • объединение транснационального уклада и внутренпе-ориентированных производств, что крайне важно с точки зрения перелива капитала; • «трансформация» региональных экономических анклавов в межрегиональные объединения под воздействием экспансии крупных корпораций и усиления кооперационных связей конечных производств.
Ключевая проблема развития в рамках
поеткризиспой системы воспроизводства экономики состоит в диспропорциях конечного спроса, производства и доходов.
Сдвиги в распределении доходов не порождают соответствующего расширения конечного спроса, что тормозит экономический подъем.

Можно выделить несколько очагов такого торможения.
1.
Отмеченный выше структурный сдвиг от потребления к сбережению пока полностью «не работает» на экономический рост (см.
табл.
13).
Валовые сбережения оказались «заперты» в экспорто-ориентированном укладе, где возник избыток денежного капитала (по крайней мере, по сравнению с 62

[стр.,65]

производства из-за низкой конкурентоспособности перерабатывающих отраслей и недостатка их собственных ресурсов для ее качественного обновления.
Экспорт
(также около 40% конечного спроса на товары) почти на 9/10 обеспечивается сырьевыми товарами, что делает его крайне зависимым от устойчивости мировых цен.
Наконец, накопление (около 20% конечного спросЛ на товары) также сегодня не может играть роль локомотива экономического роста: инвестиционные ресурсы заперты в узком секторе сырьевых отраслей и частично служат источником для вывоза капитала, частично инвестируются в сам сырьевой сектор экономики за счет импорта технологического оборудования.
2.2.
Ценовой фактор роста промышленного производства Проблема ценовой зависимости факторов роста российской промышленности предполагает необходимость их разложения на составляющие.
Совокупный рост ВВП в 2003первой половине 2005 г.
был достаточно значительным для того, чтобы остановить снижение темпов роста, характеризовавшее официальные показатели ВВП, начиная с середины 2000 г.
Неоклассическая теория роста исходит из предпосылки, что существует некоторое состояние равновесия, долгосрочная траектория сбалансированного роста, к которой экономическая система должна вернуться, если каким-либо образом изменяются внешние и внутренние условия се функционирования.
В рамках такой теоретической модели каждая ее переменная растет с постоянным темпом.
На рис.
7 показана диаграмма построенная на основе данных об экономической динамике СШ А за 1972— 2000 гг.
По вертикальной оси отложены темпы прироста ВВП, по горизонтальной — доля накопления основного капитала в ВВП.
Как видно из рисунка 6, значения обоих параметров в течение тридцатилетнего периоца колебались в относительно узких диапазонах, т.е., по сути, система действительно находилась в относительно равновесном состоянии, по крайней мере, в окрестности некоторой точки равновесия, что обеспечивало 65

[Back]