Проверяемый текст
Сайкина, Людмила Васильевна; Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков (Диссертация 2007)
[стр. 44]

личностей в процессе создания, сохранения и развития институтов гражданского общества.
Социально-культурная анимация — одно из наиболее интенсивно развивающихся
сегодня направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп
на основе ценностей культуры.
Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности.
Социокультурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы
[306].
Известный французский социолог Жофр Роже Дюмазедье (Dumazedier), характеризуя социально-культурную анимацию, приводил данные о значительном росте объединений граждан, действующих в социально-культурной сфере.
К примеру, если с 1960 по 1980 годы число объединений и ассоциаций выросло с 12633 до 30543, то за три года, с 1981 по 1983 год, это увеличение было значительно более резким: с 33977 до 46857.
Эти данные исключают политические партии, церкви, профсоюзы, местные секции национальных ассоциаций и т.д.

[311].
Эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Ж.Р.
Дюмазедье к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию возрастать; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности —превзошел труд (многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени).
Как сфера жизнедеятельности общества досуг также занял значительное место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры.

44
[стр. 63]

63 В социально-культурной анимации причудливо переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных).
При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социально-культурной деятельности.
Появлению термина «анимация» мы обязаны развитию мультипликации, в которой с помощью специальных технологий происходило «одушевление» и «оживление» рисованных картинок, производивших впечатление движения живых персонажей.
Анимационное кино со временем стало самостоятельным видом искусства, а специалист, занимающийся этим видом кинематографического творчества, художником-аниматором («дающим жизнь»).
Сущностные свойства анимации, безусловно, восходят к учению «о душе», которое возникло еще в глубокой древности.
Первые представления о душе складывались уже у первобытных народов, согласно которым, у человека, животных, растений, предметов существует некая субстанция душа, которая может временно или навсегда покидать свое тело.
Социально-культурная анимация рассматривается зарубежными исследователями значительно шире, чем это принято у нас в России.
В традиционном толковании современных российских авторов анимация это часть досуговой деятельности населения.
В традициях западных специалистов анимация представляется как движение общественных групп и личностей в процессе создания, сохранения и развития институтов гражданского общества.
Социально-культурная анимация одно из наиболее интенсивно развивающихся сегодня направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой


[стр.,64]

64 реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных ipynn на основе ценностей культуры.
Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности.
Социокультурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы
[245].
Известный французский социолог Жофр Роже Дюмазедье (Dumazedier), характеризуя социально-культурную анимацию, приводил данные о значительном росте объединений граждан, действующих в социально-культурной сфере.
К примеру, если с 1960 по 1980 годы число объединений и ассоциаций выросло с 12633 до 30543, то за три года, с 1981 по 1983 год, это увеличение было значительно более резким: с 33977 до 46857.
Эти данные исключают политические партии, церкви, профсоюзы, местные секции национальных ассоциаций и т.д.

[249].
Эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Ж.Р.
Дюмазедье к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию возрастать; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности превзошел труд (многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени).
Как сфера жизнедеятельности общества досуг также занял значительное место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры.

Современный досуг, по Ж.Р.
Дюмазедье, не является как прежде «приложением» к труду отдыхом от него и подготовкой к нему.
Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его “независимой переменной”.
Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на

[стр.,74]

74 Основной принцип применения творчества в социокультурной анимации искусство для участника, а не искусство для зрителя.
Цель таких видов творчества состоит в том, чтобы доставить больше удовольствия участникам, чем публике.
В таких программах участники могут исполнять по очереди роли, играть несколько ролей, выступать в качестве авторов и организаторов собственных постановок.
Таким образом, социально-культурная анимация одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп.
1.4.
Возможности коррекции девиантного поведения подростков с помощью технологий социально-культурной анимации Среди многообразия анимационных технологий остановимся лишь на е тех, которые, на наш взгляд, могут быть использованы в коррекционной работе с подростками, имеющими девиантное поведение.
Обязательными принципами коррекционной работы с подростками должны быть: • субъектность включения подростков во все мероприятия; • сменяемость видов деятельности, которая исключает однообразие; • оптимальность, которая представляет собой выбор необходимого времени работы с подростками в тех или иных мероприятиях, опирающихся на физические и психические ресурсы конкретного контингента участников; • сочетание работы, направленной на коррекцию девиантного поведения и работой по организации досуга ребят.
Сущность коррекции девиантного поведения подростков с использование технологий социально-культурной анимации заключается в реализации программ творческой реабилитации, предполагающих

[Back]