Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации. И, наконец, четвертая характеристика это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н.Ярошенко выделяет следующие: • человек должен изучаться и приниматься в его целостности; • каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; • человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; • человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; • человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; • человек это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо. Основные направления анимационной работы связаны с преодолением г личностных тенденций к социальной дезинтеграции (стремления к социальной смерти) [306]. Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию. 51 i |
70 Стремление к свободному социальному творчеству необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний» [249,196.]. Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества. В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения, он выделяет четыре функциональных характеристики социально-культурной анимации. Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности. Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры, на котором реализуются желания личности. Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации. 71 И, наконец, четвертая характеристика это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н.Ярошенко выделяет следующие: • человек должен изучаться и приниматься в его целостности; • каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; • человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; • человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; • человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; • человек это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо. Основные направления анимационной работы связаны с преодолением личностных тенденций к социальной дезинтеграции (стремления к социальной смерти) [245]. Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию. Сотворчество, общение-диалог, общение-полифония в процессе возвращения личности к полноценной социальной жизни позволяет преодолевать психологическую дисгармонию. Развитие способностей личности к творчеству становится одним из важнейших путей социализации, включения человека в многообразные социальные отношения. |