I 1.2. Модель патриотического воспитания молодежи на основе использования технологий социально-культурной анимации к Педагогические процессы, основанные на использовании технологий социально-культурной анимации, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т.е. основаны па целеполагании и планировании, широко используют возможности варьирования методами и средствами для I достижения поставленной цели. ' Как мы выяснили, социально-культурная анимация может' рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. -ч 1 Социокультурная анимация эт о 1область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное' изменение поведения и межличностных и коллективных отношений 'путем ^прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются посредством разнообразных видов деятельности . ' ; • Определение вбирает в себя понимание сущности формирования патриотизма молодежи на основе использования технологий социальнокультурной анимации, представляющее собой целостный педагогический процесс воспитания у молодых людей патриотических качеств на основе изучения1отечественной культуры, предполагающий-рост самосознания и социального творчества, инициацию творческих потребностей1 за' 'счет активизации внутренних ресурсов саморазвития личности: ; • ' •Патриотическое воспитание молодежи является: Достаточно сложным по своей структурной организации. Главным и определяющим является г^ель как важнейший системообразующий элемент. Формирование ‘и реализация 59 1 |
67 • как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики [136]. Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью. Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества. Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации. Первый подход -.педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой анимация это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы. Второй подход социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключается в разблокировании общественных связей, том, что «смысл слова анимация надо перенести из области метафизики в область общественной психологии. Речь не идет больше об оживлении тела и неживой материи, предмет анимации оживление отношений между индивидуумами и социальными группами». Идея оживления социальных отношений подчеркивается и в определении, которое предложено М. Симоно: «Социокультурная анимация это область общественное жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов» [252,24]. В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики, связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штейнера (Германия), С. Френе (Франция). В социально-культурной анимации как особого рода педагогической деятельности причудливо переплетаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности в сфере культуры и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры. Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социальнокультурной анимации как освободительный и регулятивный [249,196.]. 69 |