Использование образов в игре имеет ряд преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста молодого человека, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний. Использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям: а) игра может быть использована как инструмент для изучения личности (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д:); б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации "навязчивое поведение". Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у человека проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Можно выделить пять. признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству. 1. Игра это естественная обстановка для самовыражения. 2. То, что человек делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи. 3. Бессознательно человек выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. 4. Игра помогает строить хорошие отношения, и поведение будет спонтаннее. 5. Игра позволяет больше узнать об истории жизни человека. Можно. использовать свободную игру и директивную (управляемую). Регрессивная игра предполагает возврат к менее зрелым формам поведения. 65 |
82 — рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение участников действия; —фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия; — способствуют выражению «запрещенных эмоций» и нахождению «культуросообразных» способов их выражения. Социально ориентирующая игра это импровизированный спектакль, позволяющий создавать ситуации выбора «актером» не только направления своего участия в игре, но и способа достижения цели. Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Хорошей формой коррекционной работы с подростками, имеющими девиантное поведение, является использование игротерапии: игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т.д. Использование образов в игре имеет ряд преимуществ. Во-первых, создаются наиболее благополучные условия для личностного роста подростка, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний подростка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний. Использование игры как терапевтического средства вдет по двум основаниям: а) игра может быть использована как инструмент для изучения подростка (классическая психоаналитическая техника, при которой 83 происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.); б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации "навязчивое поведение”. Мы видим, что игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии подростка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у подростка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить. Можно выделить пять признаков, по которым игру относят к терапевтическому средству. 1. Игра это естественная обстановка для самовыражения. 2. То, что подросток делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи. 3. Бессознательно подростка выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними. 4. Игра помогает строить хорошие отношения между подростком и специалистом и его поведение будет спонтаннее. 5. Игра позволяет больше узнать об истории жизни подростка. Можно использовать свободную игру и директивную (управляемую). В свободной игре подросткам предлагается разный игровой материал, тем самым провоцируются регрессивные, реалистические и агрессивные виды игр. Регрессивная игра предполагает возврат к менее зрельм формам поведения. Реалистическая игра зависит от объективной ситуации, в которой оказывается подросток, а не от потребностей и желаний. В своих трах участники постоянно возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и будут переживать их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили. Постепенно переживания станут менее острыми и сильными, и подросток сможет переносить свои переживания на другие объекты. Но для этого необходимо научить способам нового поведения и другим переживаниям. |