Традиционная народная культура по своей сущности патриотична, гуманна, объединяет в себе национальные и отражает общенациональные черты. Русская народная культура отражает всю гамму человеческих переживаний: многообразие связей личности с природой и обществом; связь с прошлым. Ведущим компонентом является родное слово. В' нем "одухотворяется весь народ и вся его Родина", К.Д.Ушинский, а когда оно исчезает "народа пет более" [271,32]. Таким образом, если сущность традиционной народной культуры это сохранение и продолжение рода (народа), то, можно сказать, что традиционная народная культура, будучи полифункциональной, формировала не певца, танцора и т. п., как часто упрощенно полагают, а личность, подготовленную к разносторонней деятельности, точнее, просто к жизни. Все компоненты русской народной культуры содержат в себе'большую информацию о воспитании, об отношениях между людьми, об отношении к Родине, что позволяет считать ее системообразующим фактором воспитания патриотизма в современных условиях. Динамика развития, отдельных компонентов народной культуры соотносительна с происходящими изменениями, потребностью и интересами народов, созвучных времени и способствующих прогрессу. Компоненты народной культуры не остаются неизменными, а развиваются вместе с развитиемнарода, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и видоизменяются, отображая новые социальные и исторические "подвижки". В народной культуре есть внешняя сторона, конкретные произведения, обряды, а есть и внутренняя, которая отражает уважение к истории; к детству, к Родине, передает патриотические настроения народа: Произведения традиционной народной культуры связаны с конкретными жизненными, в том числе и героическими событиями истории. В них 85 . |
Таким образом, методика информационного просвещения отвечает на вопросы: что? (о чем?), как и где? Основные аспекты програлшы Программа обусловлена необходимостью проведения целенаправленной педагогической работы среди молодежи, воспитания нравственных и морально-волевых качеств у молодежи, формирования активного досуга, создания молодежной базы для возрождения национально-культурных традиций республики, патриотического воспитания молодежи. В поиске конкретных методов нам помогли высказывания B.C. Сухомлинского, который писал: «Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых шагов его сознательной жизни... Дорожить по настоящему это, значит, хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного» [256, 56]. Воспитание патриотизма не может идти эпизодически без содержательной основы. Этот процесс требует учета истории, местных условий, национальной психологии, культуры, героико-патриотических традиций, обычаев старших поколений народа. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью больше,чем что-либо другое, писал К.Д. Ушипский. В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. В данном случае народность сливается с любовью к Родине, т.е. с патриотизмом. Народное искусство служит надежной преемственной связью между поколениями в историческом развитии народа» [370, 23]. Традиционная народная культура по своей сущности патриотична, гуманна, объединяет в себе национальные и отражает общенациональные черты. Поэтому особый потенциал в воспитании патриотизма, на наш взгляд, имеют информационно-просветительные технологии, в которых заложены большие воспитательные возможности. 96 |