Проверяемый текст
Дмитриева, Ольга Владимировна; Социализация личности студента в образовательном пространстве вуза (Диссертация 2004)
[стр. 117]

развитии таких «сквозных» личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе, ответственность, уважение к Другому.
С этой целью в ходе занятий студенческая группа делилась на две подгруппы.
Каждый участник называл возможную ситуацию из жизнедеятельности будущей семьи, в которой ему хотелось бы действовать с уверенностью,
со знанием дела.
После конкретизации ситуации, один из ее участников выполнял роль, провоцирующую стрессовое состояние
другого, который должен был передать партнеру по игре свое сообщение, выслушать оценку, согласиться или же аргументировано возразить.
Через некоторое время ведущий останавливал игру и
обращался к «зрителям» с просьбой подсказать «сомневающемуся» варианты установления положительной обратной связи в сложившейся ситуации,' напомнить о том, что он может это сделать и у него имеются для этого достаточно сил, средств и возможностей.
Затем «неуверенный» разъяснял, что ему самому понравилось в своем поведении и что можно было бы сделать иначе, более уверенно, целеустремленно, самостоятельно.
Если он затруднялся
в ответе, сокурсники пытались помочь ему советами и рекомендациями.
После этого другой участник подгруппы становился
партнером по игре, и виртуальная отработка основ адекватной коммуникативной активности в условиях «семейного взаимодействия» продолжалась.
Целый ряд практических игровых упражнений был посвящен развитию такого важного и не только для будущих семейных отношений личностного качества как толерантность, терпимость, выступающего нравственной основой ответственного поведения в области межличностных отношений.

Ролевые игры предоставляли участникам возможность определить, каких личностных качеств им пока что недостает, чтобы
[стр. 123]

123 связь позитивного характера.
При этом подчеркивалась необходимость соблюдения следующих требований: приоритет описательности над оценочностью; созидательный характер информации, ее приемлемость оппонентом; своевременность информационного послания; сохранение и поддержка доверительного стиля общения; избегание обвиняющей и укоризненной мимики и т.п.
Для укрепления позитивных оснований установления обратной связи с партнером по общению как важнейшей (рефлексивной) составляющей коммуникативных умений, мы в процессе организации и проведения ролевых игр акцентировали внимание на развитии таких «сквозных» личностных качеств студентов, как самостоятельность и уверенность в себе.
С этой целью в ходе занятий студенческая группа делилась на две подгруппы.
Каждый участник называл возможную ситуацию из жизнедеятельности будущей семьи, в которой ему хотелось бы действовать с уверенностью
в себе.
После конкретизации ситуации, один из ее участников выполнял роль, провоцирующую стрессовое состояние
(неуверенность) другого, который должен был как можно увереннее передать партнеру по игре свое сообщение, выслушать оценку, согласиться или же аргументировано возразить.
Через некоторое время ведущий останавливал игру и
просил остальных членов группы подсказать «неуверенному в себе» варианты установления положительной обратной связи в сложившейся ситуации, напомнить о том, что он может это сделать и у него имеются для этого достаточно сил.
Затем «неуверенный» указывал, что ему самому понравилось в своем поведении и что можно было бы сделать еще более уверенно, целеустремленно, самостоятельно.
Если он затруднялся,
то члены подгруппы могли помочь е*му советами и рекомендациями.
После этого другой участник подгруппы становился


[стр.,124]

124 партнером по игре, и отработка основ коммуникативного взаимодействия продолжалась.
Целый ряд практических игровых упражнений был посвящен развитию такого важного и не только для будущих семейных отношений личностного качества как толерантность, терпимость, выступающего нравственной основой ответственного поведения в области межличностных отношений.

Ролевая игра «Лампа Алладина» давала участникам возможность определить, каких личностных качеств им пока что недостает, чтобы считать себя подлинно толерантными людьми.
В этой игре ведущий выступал в роли волшебника, который имеет власть над Лампой Алладина, содержащей в себе весьма необычные «товары» терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, альтруизм, доверие, чуткость, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, способность к сопереживанию и т.п.
В доверительной и доброжелательной атмосфере студенческая группа выясняла, какие качества важны для толерантной личности, однако не в полной мере пока что выражены у их товарища, выступающего в роли «просителя».
После чего «проситель» обращался к волшебной Лампе за «недостающим качеством» уже с учетом рефлексивного хмнения группы.
Учебно-ролевая игра «Мой портрет на фоне группы» имела своей целыо актуализировать знания студентов о чертах толерантной личности, дать возможность каждому оценить степень своей толерантности, выстроить на основе групповых предпочтенийценностей свой личностный портрет.
В ходе проведения игры ведущий обращался к студенческой группе: «Поставьте знак «плюс» напротив тех трех качеств (написанных на доске), которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены.
Поставьте знак «минус»

[Back]