В так называемой либеральной модели высшего образования, получившей распространение в англосаксонских странах, напротив, подчеркивается значимость личност ного развит ия человека. В отечественной системе высшего образования, исторически базирующейся на немецкой модели, идеология подготовки вплоть до настоящего времени имела преимущественное влияние на постановку образовательных целей, определение содержания и принципов организации учебного процесса. При существующих технологиях обучения познавательная способность человека вступила в противоречие с объемом увеличивающейся информации и численным ростом учебных дисциплин в образовательном процессе учебных заведений, в том числе высшей школы. Все это во многом определило основные контуры педагогики высшей школы на современном этапе: формирование новой шкалы ценностей, в ряду которых индивидуализация образования, гуманитаризация и формирование технологий, рассчитанных на активизацию познавательной деятельности и социальной активности личности. 1.1 Формирование социальной активности личности как педагогическая проблема Многовековая история развития человеческого общества вполне определенно свидетельствует о стремлении любого государства включить подрастающее поколение и другие слои населения в систему таких социально-ролевых ценностей, которые в наибольшей степени способствовали воспроизводству его идеологи |
14 как подготовки взрослеющего человека к включению в многогранную жизнь социума, осуществляемой в ходе намеренного воздействия на него (системы) исторически сложившихся образовательных учреждений (семья, школа, училище, университет и др.), которые реализуют цели и содержание общечеловеческих и государственных требований (и ожиданий) путем предъявления и освоения систематизированных (научно и/или нравственно, традиционно) знаний, умений и навыков. Многовековая история развития человеческого общества вполне определенно свидетельствует о стремлении любого государства включить подрастающее поколение и другие слои населения в систему таких социальных ценностей и социальных ролей, которые в наибольшей степени способствуют воспроизводству основных, в том числе идеологических, идейных устоев данного социума. Тем самым взрослеющий человек выходит на личностный уровень своего существования. В контексте нашего исследования мы придерживаемся следующего понимания феномена личности: это «человек, рассматриваемый с точки зрения тех ролей и функций, которые он выполняет, живя в системе социальных отношений; личностью он становится в процессе социализации; образование как целенаправленно организованная часть социализации способствует становлению его личностной ипостаси» (Г.Б. Корнетов.99,48). Священные тексты мировых религий и этико-дидактические трактаты в своей наставляющей части содержат свод норм, правил и максим устроения человеческого общежития, обладающих вполне определенным социализирующим потенциалом, реализуемым, в том числе, и в плоскости образовательного воздействия (24,11; 154:226,231; 126:49,61 и др.). |