Проверяемый текст
Дмитриева, Ольга Владимировна; Социализация личности студента в образовательном пространстве вуза (Диссертация 2004)
[стр. 15]

обучения и социальной среды.
В содержательном контексте нашего исследования мы придерживаемся следующего понимания феномена личности: это «человек, рассматриваемый с точки зрения тех ролей и функций, которые он выполняет, пребывая в системе социальных отношений; личностью он становится в процессе социализации; образование как целенаправленно организованная часть социализации способствует становлению его личностной ипостаси» [91, с.48].
Содержание, механизмы, средства и методы формирования социальной активности личности в условиях образовательной социализации взрослеющего субъекта исторически определялись особенностями социально-культурного развития человечества.
Начиная с древности,
выделились различные формы социально-ролевой активности индивида с соответствующим содержанием (знания, умения, навыки), видовым разделением (воин, охотник, мастер-ремесленник, земледелец, хозяйка, мать, хранительница очага, и др.) и традиционными сферами жизненной поведенческой реализации (охота, военные действия, ремесло, домашнее хозяйство, уход за детьми и пр.).
Образовательная деятельность
первобытной общины, определяющая качественный уровень социализации ее взрослеющих членов, утверждающая жизненные императивы социального активности индивида, считалась чрезвычайно важной и значимой.
Тем самым образование неуклонно входило в сферу производительного труда, поскольку от достойного и должного воспитания, успешной передачи опыта, знаний и трудовых навыков, в конечном счете, зависел сам факт выживания древнейшего сообщества людей [190, с.9-10].
В образовательно-педагогическом отношении следует под
[стр. 14]

14 как подготовки взрослеющего человека к включению в многогранную жизнь социума, осуществляемой в ходе намеренного воздействия на него (системы) исторически сложившихся образовательных учреждений (семья, школа, училище, университет и др.), которые реализуют цели и содержание общечеловеческих и государственных требований (и ожиданий) путем предъявления и освоения систематизированных (научно и/или нравственно, традиционно) знаний, умений и навыков.
Многовековая история развития человеческого общества вполне определенно свидетельствует о стремлении любого государства включить подрастающее поколение и другие слои населения в систему таких социальных ценностей и социальных ролей, которые в наибольшей степени способствуют воспроизводству основных, в том числе идеологических, идейных устоев данного социума.
Тем самым взрослеющий человек выходит на личностный уровень своего существования.
В контексте нашего исследования мы придерживаемся следующего понимания феномена личности: это «человек, рассматриваемый с точки зрения тех ролей и функций, которые он выполняет, живя в системе социальных отношений; личностью он становится в процессе социализации; образование как целенаправленно организованная часть социализации способствует становлению его личностной ипостаси» (Г.Б.
Корнетов.99,48).
Священные тексты мировых религий и этико-дидактические трактаты в своей наставляющей части содержат свод норм, правил и максим устроения человеческого общежития, обладающих вполне определенным социализирующим потенциалом, реализуемым, в том числе, и в плоскости образовательного воздействия (24,11; 154:226,231; 126:49,61 и др.).


[стр.,15]

15 Содержание, механизмы, формы и методы намеренной (образовательной) социализации взрослеющей личности исторически определялись особенностями социально-культурного развития человечества.
Начиная с древности,
существовали осененные традицией и реальностью совместной жизни социальные роли: мужчины, женщины с соответствующим содержанием (знания, умения, навыки), видовым разделением (воин, охотник, мастер-ремесленник, земледелец и хозяйка, мать, хранительница очага, и др.) и сферами жизненной реализации (охота, военные действия, ремесло, домашнее хозяйство, уход за детьми и пр.).
Образовательная деятельность,
определяющая качественный уровень социализации взрослеющих ее членов, для первобытной общины считалась критически важной, поскольку от правильного воспитания, нормально организованных семейно-брачных отношений и передачи опыта, знаний и трудовых навыков, в конечном счете, зависело ее выживание (199,9-10).
Тем самым образование входило в сферу производительного труда.
В аспекте социализации выделялись возрастные (социальные) роли, в частности, «ребенок» как еще не полноценный представитель рода-общины и «взрослый» полноправный представитель рода.
Переход от первой ко второй роли ознаменовывался своеобразным экзаменом «на взрослость» инициацией («посвящением», священным обрядом), где испытывались не только «инструментальные способности» претендента, но также его моральноволевые качества (умение переносить лишения, боль, проявлять храбрость, выносливость и т.п.).
На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей, прооб

[Back]