Проверяемый текст
Дмитриева, Ольга Владимировна; Социализация личности студента в образовательном пространстве вуза (Диссертация 2004)
[стр. 18]

18 императивы соревновательности не только во время подготовки и проведения спортивных (олимпийских, прежде всего) состязаний, но и наиболее отчетливо выражавшая основные качества истинно греческого характера: посвятить вершины своей гражданской активности отечеству.
Однако при внешней одинаковости образовательных методов и средств, содержательно-смысловая активность личности во многом определялась содержанием и направленностью педагогических (воспитательных) воздействий.
В этом отношении Древняя Греция явила миру две кардинально различающиеся формы социализации
и, соответственно, формы социальной активности личности —«спартанскую» и «афинскую».
Социализация по-спартански, это:
> классово-сословный характер воспитания; антигуманная суть социализирующих механизмов («криптии»); минимизация социализирующего влияния семьи и гипертрофированность государственных форм образовательного воздействия (агелы, эфебии); доминирующая вид социальной активности «воингражданин» (покорность, повиновение, жестокость, храбрость, смелость).
Социализирующий пафос афинской системы воспитания наиболее отчетливо раскрыл в своих обращенных к народу речах Перикл политический деятель и вождь афинской демократии в период ее наивысшего расцвета: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе с мирное время и во время войны спасают государство»
[101, с.
13].
[стр. 17]

17 ствии многих веков, в эпоху римского могущества философ Сенека высказывал мнение, что «свободные» науки и искусства названы так потому, что они «подобают свободному человеку» (45,203).
В Древней Греции получили своей дальнейшее развитие основные направления образовательной социализации: общечеловеческое (для жизни) и специальное или реальное (профессиональнотрудовое).
В Афинах и Родосе философы последователи Платона, Аристотеля, Эпикура имели право содержать школы для общечеловеческого образования.
В качестве важнейшего социализирующего механизма, доминирующего в образовательном пространстве античности, выступала агонистика> утверждавшая принцип соревновательности не только во время подготовки к состязаниям в борьбе, но выражавшая наиболее отчетливо основные качества греческого характера: преодолеть себя во имя Победы.
Вместе с тем, при внешней одинаковости образовательных методов и средств, результирующая итоговость социализации личности во многом определялась содержанием и направленностью педагогических (воспитательных) воздействий.
В этом отношении Древняя Греция явила миру две кардинально различающиеся формы социализации
«спартанскую» и «афинскую».
Социализация по-спартански, это —
классово-сословный характер воспитаниия; антигуманная суть социализирующих механизмов (криптии); минимизация социализирующего влияния семьи и гипертрофированность государственных форм образовательного воздействия (агелы, эфебии); доминирующая социальная роль «воин».
Для того чтобы в полной мере освоить свою основную социальную роль «воина-рабовладельца», спартанец («будущий рабо

[стр.,18]

18 владелец») должен был уметь: бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя; быть смелым; беспрекословно подчиняться; драться; быть жестоким к рабам (илотам); воздерживаться от спиртных напитков (быть трезвым); воровать; говорить кратко (лаконично); петь в хоре, играть на флейте и кифаре, участвовать в священных хороводах; стойко переносить лишения; выносить боль; любить Родину.
Социализация по-афински взрослеющей молодежи, сохраняя в своей основе наиболее ценимые добродетели античного мира, отличалась от спартанской приоритетом гуманистически ориентированных насколько это было возможно в пределах рабовладельческого государства —методов и средств воспитания, показала в полной мере социализирующие возможности личностно ориентированной образовательной среды.
Социализирующий пафос афинской системы воспитания наиболее отчетливо раскрыл в своих обращенных к народу речах Перикл политический деятель и вождь афинской демократии в период ее наивысшего расцвета: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе с мирное время и во время войны спасают государство
(выделено нами О.Д.)» (108,13).
Доминирующая социальная роль для афинской системы воспитания гражданин («свободнорожденный»).
Служение полису было важнейшим признаком нравственного благородства, а выполнение гражданского долга одним из главных проявлений добродетели (Сократ, Платон, Аристотель).
Таким образом, механизмы социализации, содержательно реализуемые в педагогической направленности методов и средств воспитания, напрямую определяют итоговый характер социализации

[Back]