Средневековье в целом продолжило также берущую начало из античных глубин (кроме Спарты) линию исторического приоритета «мужской» образовательной социализации (гендерные приоритеты образовательного развития социальной активности личности). В школах (в частности XIXII вв.) обучались только мальчики и юноши; вместе с ними учились и взрослые мужчины. Исследователи относят начало государственной образовательной социализации прекрасной половины человечества появление учебных заведений (школ) ремесленно-профессиональной направленности к периоду ХШ-ХУ вв. [101, с.16-17]. В эпоху Возрождения образование стало преследовать и чисто практические, жизненные цели. Вместе с освоением латинского и греческого языков, гуманисты выступили с требованием изучать в школах реальные предметы, вооружающие знаниями, необходимыми в реальной жизнедеятельности [137, с.49]. Среди главенствующих и престижных видов образовательного развития социальной активности личности поведенческое пространство социальных ролей купца и придворного. В этой связи педагоги и мыслители Возрождения подчеркивали, в частности, жизненную важность и необходимость такой тесно связанной с оптимизацией пространства межличностных отношений и утверждением нравственно-толерантных основ общения стороной взрослеющей личности, как учтивость (социальная роль «учитель-воспитатель»). Эразм Роттердамский отводил этому качеству личности статус «первого места» в реестре общественно-образовательных ценностей. Существенный вклад в становление основ реальной и жизненно успешной, социально активной личности в эпоху Просвещения внесла педагогика протестантизма, обосновав освященный |
21 словно-функциональной социализации, где в качестве ведущей выступили социальные роли — служитель церкви и рыцарь-феодал. Реалии бурно развивающейся жизни средневекового общества в ХШ-ХУ вв. стали причиной актуализации профессиональнопрофильной социализации взрослеющей личности, что выразилось, в частности, в создании цеховых (для детей ремесленников) и гильдейских (для детей купцов) школ, где, кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера. Успешному овладению учащимися социальными ролями «ремесленника» и «купца» способствовала практическая направленность содержания образования, повышения роли математики и предметов естественнонаучного цикла. Важнейшим условием успешной (адекватной) социализации взрослеющей личности вне зависимости от характера осваиваемых ею социальных ролей, явился осуществленный в конце средневековья повсеместный для Западной Европы переход к обучению на родном языке (языковой фактор образовательной социализации). Средневековье в целом продолжило также берущую начало из античных глубин (за исключением Спарты) линию исторического приоритета «мужской» образовательной социализации. В школах (в частности XIXII вв.) обучались только мальчики и юноши; вместе с ними учились и взрослые мужчины. Начало государственной образовательной социализации прекрасной половины человечества — появление учебных заведений (школ) ремесленнопрофессиональной направленности — исследователи относят к периоду ХШ-ХУ вв. (108,16-17). В эпоху Возрождения образование стало преследовать и чисто практические, жизненные цели. Вместе с освоением латинского и греческого языков, гуманисты выступили с требованием изучать в 22 школах реальные предметы, вооружающие знаниями, необходимыми в реальной жизнедеятельности (150,49). Среди главенствующих и престижных социальные роли купца и придворного. Педагоги и мыслители Возрождения подчеркивали, в частности, жизненную важность и необходимость такой тесно связанной с оптимизацией пространства межличностных отношений и утверждением нравственно-толерантных основ общения стороной взрослеющей личности, как учтивость (социальная роль «учительвоспитатель»). Эразм Роттердамский отводил данному личностному качеству статус «первого места». Значимый вклад в установление основ реальной и жизненно успешной социализации личности в эпоху Просвещения внесла педагогика протестантизма, обосновав освященный Богом приоритет трудового, активного, деятельного и этически правильного образа жизни человека. Реформация (от лат. reformation преобразование, исправление), провозгласив принцип личной связи человека с Богом, обосновала идею «самости» человека, его личной ответственности перед Богом. Поощрялась светская образованность. Труд, профессиональная деятельность каждого человека выступали его священным религиозным долгом. Это стало еще одним шагом в преодолении сословного характера образовательной социализации средневековья и Возрождения. Важнейшими институтами образовательной социализации Древней Руси выступали школа («домашняя школа», «училища для отроков») и семья. «Древняя Русь стремилась к тому, чтобы укрепить школу у самого очага семьи, слить школу с семьей» (В.О.Ключевский. 14,394). В отношении конкретной личности «домашняя школа» была предельно социализирующей, поскольку и в |