исследований произошло в середине прошлого века и было подготовлено научными разработками философов, социологов, психологов, этнографов, в различном научном преломлении рассматривавших процесс социального становления человека. С философско-социологической точки зрения социализация обеспечивает преемственность исторического развития человека как существа общественного и связывается с процессами опредмечивания и распредмечивания [192, с .177]. Социализация является процессом, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые для полноценной жизнедеятельности в обществе [190, с.434], выступает механизмом «самопроизводства общества в широком смысле этого слова», наследования человеком его второй, надприродной сущности социальности, которая «по принципу отсутствует в природе» [73, с.53,72]. Французский социолог Э. Дюргейм определял «надприродную» часть человеческого существования термином социальное существо, включая в содержание последнего «систему взглядов, чувств и привычек, которые выражают в нас... группу или различные группы, частью которых мы являемся»; сформировать в каждом из нас это существо такова цель воспитания как «целенаправленной социализации молодого поколения» [64, с. 17-18]. Социологи понимают социализацию как путь накопления личностью опыта базовых установок, соответствующих ее социальным ролям. Именно социализация предоставляет возможность индивидам общаться между собой посредством освоенных социальных ролей и обеспечивает сохранность общества в ходе смены поколений, прививая молодому людям общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения (Н. Смелзер) [162, с.94-95]. |
24 отношениям «человек-культура», систематических исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества, а также для объяснения поведения в тех или иных ситуациях взрослых представителей различных социальных групп (77,57-58). Выделение теории социализации в самостоятельную область исследований произошло в середине прошлого века и было подготовлено научными разработками философов, социологов, психологов, этнографов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека полноправным членом общества. С* философско-социологической точки зрения социализация обеспечивает преемственность исторического развития человека как существа общественного и связывается с процессами опредмечивания и распредмечивания (78,177), является процессом, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые для полноценной жизнедеятельности в обществе (201,198), выступает механизмом «самопроизводства общества в широком смысле этого слова», наследования человеком его второй, надприродной сущности социальности, которая «по принципу отсутствует в природе» (77:53,72). Французский социолог Э.Дюргейм определял «надприродную» часть человеческого существования термином социальное существо, включая в содержание последнего «систему взглядов, чувств и привычек, которые выражают в нас... группу или различные группы, частью которых мы являемся»; сформировать в каждом из нас это существо такова цель воспитания как «целенаправленной социализации молодого поколения» (68,17-18). Социологи определяют социализацию как путь накопления личностью опыта базовых установок, соответствующих ее социальным ролям. Социализация дает возможность индивидам общаться 25 между собой посредством освоенных социальных ролей и обеспечивает сохранность общества в ходе смены поколений, прививая молодому людям общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения (Н.Смелзер, 177,94-95). Психолого-педагогический подход раскрывает содержательную конкретику феномена социализации как «процесса приобщения личности к обществу» (В.А.Сухомлинский. 187,244), обосновывает ее механизмы, связанные с условиями (среда, пространство), намеренностью воздействия (воспитапие)> позицией личности (активность-пассивность), подчеркивает демократический (добровольный) характер освоения и присвоения социальных ролей. В трудах А.В.Мудрика социализация определяется как «развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» (124,26). Процессу социализации личности присуща, прежде всего, многофакторность влияющих условий и обстоятельств. А.В.Мудрик конкретизирует это обуславливание следующим образом: мегафакторы (космос, планета, мир); макрофакторы (страна, этнос, общество, государство); мезофакторы (регион, село, город, поселок, средства массовой информации, субкультура) и микрофакторы (семья, соседство, микросоциум; группы сверстников, воспитательные организации, общественные организации) (125). Активную, субъектную сторону рассматриваемого процесса представляют агенты социализации (Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) «люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей»; при этом к «агентам первичной социализации» исследователи относят семью, друзей, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок и др. к «агентам вторичной социализации» администрацию школы, уни |