JI.С. Выготский отмечал по этому поводу: «Все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчерпано какими-нибудь заранее готовыми навыками или умениями. Скорее, перед воспитателем стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке» [51, с. 126]. Наряду с решением в процессе социализации естественнокультурных и социально-культурных задач, одной из важнейших для человека выступает задача на обретение и утверждение «самости», которая, по утверждению J1.И.Новиковой [175, с .16-17], включает в себя становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и па перспективу, самореализацию и самоутверждение. i П.М. Якобсон (1981) относит к социально-психологическим характеристикам «зрелой личности» мобильност ь способностей, т.е. умение реализовать в соответствующих действиях присущие человеку потенции, которые он хотел бы раскрыть [194, с .191]. В этой связи A.A. Бодалев (1983) подчеркивает, что специфика непосредственного социального окружения взрослеющего человека не только «влияет на жизненные позиции» личности, но и предполагают развитие умения «властвовать собой, ... непременно освоить в общении с людьми... психологически труднейше умение отстаивать складывающееся у него жизненное кредо» [3 с.41]. Подобная точка зрения выступает, по мнению И.С. Кона, критериальной для оценивания образовательной эффективности процессов социализации в целом: «Эффективность институтов социализации, конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько |
33 ти просвещения (М.К.Мамардашвили. 119,78). Л.С.Выготский отмечал по этому поводу: «Все многообразие социальных отношений современного человека не может быть исчерпано какими-нибудь заранее готовыми навыками или умениями. Скорее, перед воспитателем стоит цель выработки не определенного количества умений, а известных творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке» (в обоих случаях выделено нами О.Д.)» (48,126). Наряду с решением в процессе социализации естественнокультурных и социально-культурных задач, одной из важнейших для человека выступает задача на обретение и утверждение «самости», которая, по утверждению Л.И.Новиковой, включает в себя становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение (189,16-17). П.М.Якобсон (1981) относит к социально-психологическим характеристикам «зрелой личности» мобильность способностей, т.е. умение реализовать в соответствующих действиях присущие человеку потенции, которые он хотел бы раскрыть (207,191). Формирование подобных личностных качеств во многом определяется вполне устойчивой и выявленной взаимосвязью, существующей между интериндивидуальной структурой того социального целого, к которому принадлежит личность, и интраиндивидуальной структурой самой личности. (Б.Г.Ананьев. 8,149). В этой связи А.А.Бодалев подчеркивает, что специфика непосредственного социального окружения взрослеющего человека не только «влияет на жизненные позиции» личности, но и предполагают развитие умения «властвовать собой, ... непременно освоить в общении с людьми... психологически труднейше умение отстаивать склады 34 вающееся у него жизненное кредо (выделено нами —О.Д.)» (30,41). Подобная точка зрения соотносима с пониманием И.С.Коном (1988) критерия эффективности процессов социализации в целом: «Эффективность институтов социализации, конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не только и не столько по тому, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений (выделено нами О.Д.)» (95,165). Поэтому наряду с функцией социальной адаптации как «вписывания молодежи в сложившиеся социальные реалии», важнейшей задачей социализации выступает «наделение новых поколений социальным ресурсом выживания (выделено нами О.Д.), снабжение их материальным и духовным потенциалом исторически накопленного опыта человечества» (С.П.Иваненков. 77,63). В историческом аспекте в русле нашего рассмотрения находятся некоторые идеи французского просветителя и педагога Ж.Ж.Руссо (ХУШ в.), в частности, касающиеся исходной социализирующей сути образования: «Жить вот ремесло, которому я хочу его (Эмиля О.Д.) обучить». Раскрывая социальную неэффективность только и исключительно профессионально-трудовой социализации как подготовки ребенка к заранее определенному месту в структуре общественного производства и бытия, он призывает обратить внимание па нравственные> базовые, самодеятельные основы успешного вхождения взрослеющего естественного человека в жизнь: «В общественном порядке, где все места намечены, каждый должен быть воспитан для своего. Если отдельный человек, образо |