Проверяемый текст
Дмитриева, Ольга Владимировна; Социализация личности студента в образовательном пространстве вуза (Диссертация 2004)
[стр. 35]

Г.Н.Теплова: «В счастии и несчастий взирай на будущие твоим времена...
в благоденствии не забывай, что можешь быть несчастлив, а в несчастий утешайся, что может и к тебе прийти счастие» («Наставление сыну»)
[15, с.231].
Позитивная образовательная обращенность к будущему личности предполагает и требует от школы «приготовить нравственную сторону ребенка к той борьбе, которая предстоит ему впоследствии при вступлении в свет...» (Н.И.
Пирогов)
[136, с.47].
При этом методы воспитания должны всемерно поддерживать и укреплять внутренние силы взрослеющего человека: «У хорошего воспитателя слово «не бойся» чаще повторяется, нежели слово «берегись»; ведь мужество есть наша лучшая предусмотрительность» (П.Д.
Юркевич) [99, с.91].
\ Уверенность как личностное качество есть «твердая вера во кого-что-нибудь, убежденность; уверенный твердый, не колеблющийся, не сомневающийся» [127, с.822] от верить быть убежденным, уверенным в ком-чем-нибудь» [там же, с.74].
Характерно, что даже такая актуальная в настоящее время нравственная характеристика личности, как толерантность (в переводе с лат.
терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо), включает аспект уверенности и веры в свои силы.
Так у В.
Даля глагол «терпеть» имеет,
наряду со значениями «сносить, страдать, крепиться», в частности еще и такое толкование: «не изнемогая, не унывая ожидать, надеяться».
Современная психология определяет уверенность в себе как переживание человеком своих возможностей, адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни и тем, которые он ставит перед собой сам.
«Уверенность в себе (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах дея
[стр. 35]

35 ванный для своего места, сходит с него, он оказывается ни к нему негодным (Выделено нами О.Д.)....(Эмиль, или О воспитании.
198,336-337).
Важнейшей характеристикой «естественного человека», отличающей его от жестко вписанного в социальную структуру, а потому чрезвычайно зависимого от нее человека «цивилизованного», является опора на свои силы, развитая самостоятельность и самодеятельность, позволяющая успешно осуществлять свой жизненный путь в изменяющихся и непредсказуемых условиях окружающего мира.
«Выйдя из моих рук...
он будет, прежде всего, человеком...
и пусть судьба заставляет его менять места —он всегда окажется на своем (выделено нами О.Д.) (Эмиль, или О воспитании.
Там же, с.336-337).
Известный английский философ Г.Спенсер (1859) связывал результативность образовательного воздействия на человека со степенью развития у него способности жить полной ж изнью: «Общая задача, в которой сливаются все прочие специальные задачи, состоит в том, чтобы человек умел руководить своими поступками во всех сферах деятельности и при всевозможных обстоятельствах (выделено нами О.Д.)...
Сделать человека способным жить полной жизнью вот обязанность каждого воспитателя» (197,437).
В историческом аспекте с данным личностным качеством в известной степени может быть соотнесено одно из наставлений своему сыну известного педагога и мыслителя ХУШ в.
Г.Н.Теплова: «В счастии и несчастий взирай на будущие твоим времена...
в благоденствии не забывай, что можешь быть несчастлив, а в несчастий утешайся, что может и к тебе прийти счастие» («Наставление сыну».

13,206).
Подобная обращенность к будущему предполагает и требует от школы «приготовить нравственную сторону ребенка к той

[стр.,36]

36 борьбе, которая предстоит ему впоследствии при вступлении в свет...» (Н.И.Пирогов.
15,446).
При этом методы воспитания всячески должны укреплять внутренние силы растущего человека: «У хорошего воспитателя слово «не бойся» чаще повторяется, нежели слово «берегись»; ведь мужество есть наша лучшая предусмотрительность» (П.ДЛОркевич.
15,170).
По Ожегову уверенность «твердая вера во кого-что-нибудь, убежденность; уверенный твердый, не колеблющийся, не сомневающийся» (136,822) от верить быть убежденным, уверенным в ком-чем-нибудь» (там же, с.
74).
Характерно, что даже такая актуальная в настоящее время нравственная характеристика личности, как толерантность (в переводе с лат.
терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо), включает аспект уверенности и веры в свои силы.
Так у В.
Даля глагол «терпеть» имеет,
в частности, наряду со значениями «сносить, страдать, крепиться» еще и такую группу толкований, как «не изнемогая, не унывая ожидать, надеяться» (Т.4.62,401).
Современная психология определяет уверенность в себе как переживание человеком своих возможностей, адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни и тем, которые он ставит перед собой сам.
«Уверенность в себе (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности,
но иногда становится устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта (выделено нами — О.Д.)» (158,388).
Противоположное личностное качество равно как и самоуверенность во многом связано в своем возникновении с отрицательными эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека.
Обозначенный приоритет поло

[Back]