B.C. Гершунский ратует за достижение «мировоззренческой убежденности» человека, позволяющей ему активно противостоять злу во всех его проявлениях на основе веры в нравственные, духовные ценности мира и смысл человеческой жизни. Воспитание уверенного в себе и своих силах «доброумного человека» (В.Ю. Троицкий), опирается на развитие доверия как базового эмоционального качества личности, которое нравственно определяет практически все отношения человека к другим людям и к миру на основе чувства «неизменной расположенности к себе других людей» (Э. Эриксон). Уверенность как определяющий признак успешной социализации может быть соотнесена с феноменом личностной направленности как системой устойчивых мотивов, определяющих поведенческую активность индивида в изменяющихся внешних условиях (A.A. Радугин) [143, с.79]. Формирования социальной активности личности в воспитательном процесса вуза предполагает освоение содержания различных социальных ролей —«гражданина», «семьянина», «труженика», «человека» и др. (P.C. Пионова). В этом отношении следует говорить о расширении спектра «социальных кругов» (В.В. Зеньковский) или же «кругов социальной активности личности» как показателе уровня социального развития индивида: «Мы никогда не принадлежим к одному социальному целому, но одновременно принадлежим к нескольким социальным целым, или как выражаются социологи, к нескольким социальным кругам. Чем ниже стоит социальное развитие, тем к меньшему числу социальных кругов мы принадлежим, чем выше, тем в большее число социальных кругов мы входим...» [68, с.312]. Важнейшая роль в развитии рассматриваемого качества соци |
37 жительных эмоциональных состояний социального окружения личности соотносим с педагогическим императивом «завтрашней радости» А.С.Макаренко. Активизация мотивации достижения, уверенность в себе, привычка мыслить категориями успеха является необходимым условием профессиональной готовности специалиста (В.П.Каширин. 171,462). А.С.Макаренко к разряду «правильных советских привычек» относил привычку преодолевать длительные трудности, включая в нее такие личностные качества как «терпение, умение преодолевать длительные затруднения, брать препятствия не рывком, а давлением» (116,64). Подобная точка зрения обосновывается в работах известных отечественных педагогов, ученых, мыслителей. В.А.Разумный, определяя целостность содержания образования в единстве знаний, эмоций и веры, связывает с последней, прежде всего, личностное качество ребенка, которое способно сделать его «бесстрашным сыном своего народа, незыблемым в убеждениях, в любых, самых драматичных ситуация, несгибаемым перед любыми напастями и бедами (выделено нами О.Д.)» (162,18), ведь не случайно в ряду однокорневых понятий с верой находятся уверенность, доверие, вероятие. Б.С.Гершунский ратует за достижение «мировоззренческой убежденности» человека, позволяющей ему активно противостоять злу во всех его проявлениях на основе «веры в нравственные, духовные ценности мира и смысл человеческой жизни» (53,49). Воспитание «доброумного человека» (В.Ю.Троицкий), человека уверенного в себе и своих силах во многом связано с развитием такого базового личностного качества, как доверие, которое включает «доверие к себе самому и чувство неизменно расположенности к себе 38 других людей» (Э.Эриксон) и нравственно определяет практически все отношения человека к другим людям и к миру в целом (76,28). Выделяемая нами определяющая для успешной социализации личности черта может быть соотнесена с феноменом направленности личности как системой устойчивых мотивов, определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях (А.А.Радугин. 161,79; Б.И.Додонов. 66,113). В содержании воспитательного процесса вуза выделяется наряду с другими направлениями подготовка студента к выполнению различных ролей: гражданина, семьянина, труженика, человека (Р.С.Пионова. 149,203). Касательно логики данного процесса речь может идти о расширении спектра «социальных кругов» (В.В.Зеньковский) как показателе уровня социального развития индивида. «Мы никогда не принадлежим к одному социальному целому, но одновременно принадлежим к нескольким социальным целым, или как выражаются социологи, к нескольким социальным кругам. Чем ниже стоит социальное развитие, тем к меньшему числу социальных кругов мы принадлежим, чем выше, тем в большее число социальных кругов мы входим...» (75,312). Развитие уверенности в себе и приятие самого себя, укрепление веры молодого человека в собственные силы и способности, что порождает и укрепляет надежду на полноценную жизнедеятельность, выступает одной из важнейших задач социализации не только в школе (163,347), но и в процессе обучения в вузе (35,82). Важнейшая роль в развитии выделяемого нами базового качества успешно социализируемой личности принадлежит широко понимаемой системе дополнительного образования (образования через сообщество), включающая, в частности, различные молодежные организации и самодеятельные объединения. Концепция общественно |