стве (процессе) формирующей его личность социализации. Не случайно сущностные особенности процесса социализации достаточно точно отражает содержание пословицы: «С кем поведешься, от того и наберешься». Выделение теории социализации в самостоятельную область исследований произошло в середине XX века и было подготовлено научными разработками философов, социологов, психологов, этнографов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека членом общества. Вместе с тем, еще в XIX веке был обоснован целый ряд теорий, раскрывающих формирование личности на основе взаимодействия ее физических качеств, индивидуального опыта, характера окружающей среды и особенностей культурного наследия. Социализация это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, что неразрывно связано с общением и совместной деятельностью людей [129, с. 171]. Вместе с тем социализация не может рассматриваться только лишь как процесс механического отражения индивидом непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различно: различные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. Данное обстоятельство обуславливает диалектическое единство двух процессов социализации и индивидуализации [129, с .171-172]. Социальная психология понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную общность, в которой он усваивает социальный опыт и активно |
24 отношениям «человек-культура», систематических исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества, а также для объяснения поведения в тех или иных ситуациях взрослых представителей различных социальных групп (77,57-58). Выделение теории социализации в самостоятельную область исследований произошло в середине прошлого века и было подготовлено научными разработками философов, социологов, психологов, этнографов, с разных точек зрения рассматривавших процесс становления человека полноправным членом общества. С* философско-социологической точки зрения социализация обеспечивает преемственность исторического развития человека как существа общественного и связывается с процессами опредмечивания и распредмечивания (78,177), является процессом, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые для полноценной жизнедеятельности в обществе (201,198), выступает механизмом «самопроизводства общества в широком смысле этого слова», наследования человеком его второй, надприродной сущности социальности, которая «по принципу отсутствует в природе» (77:53,72). Французский социолог Э.Дюргейм определял «надприродную» часть человеческого существования термином социальное существо, включая в содержание последнего «систему взглядов, чувств и привычек, которые выражают в нас... группу или различные группы, частью которых мы являемся»; сформировать в каждом из нас это существо такова цель воспитания как «целенаправленной социализации молодого поколения» (68,17-18). Социологи определяют социализацию как путь накопления личностью опыта базовых установок, соответствующих ее социальным ролям. Социализация дает возможность индивидам общаться |