видуумами, а также постоянную выработку ребенком «форм поведения, направленных на восстановление какого-то нарушенного равновесия или на достижение определенных целей» (Ж. Годфруа) [57, с.320]. Идеи социальной обусловленности процесса воспитания как целенаправленной социализации личности были характерны и для российской социально-педагогической мысли (С.Т. Шацкий, В.В. Зеньковский, К.Н. Вентцель, A.B. Луначарский, ГТ.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский и др.). А.Н. Острогорский считал, что школа должна дать молодежи не только образование, вывести ее на дорогу самовоспитания, сформировать твердые убеждения и цельное миросозерцание. В школе молодежь должна пройти «элементарную школу общественной жизни», что предполагает развитие социальных качеств личности и способности к их реализации в конкретных жизненных условиях активного отношения [128, с.266]. По мнению П.Ф. Каптерева, суть педагогического идеала может быть высказана следующими словами: «Прежде всего каждый воспитываемый должен быть образован как добрый общественник», поскольку «общественность» состоит «в обязанности и охоте работать с другими совместно, сливать свое «я» в дружное сообщество с другими такими же «я»; «общественная среда есть духовный воздух, без которого, как и без обыкновенного воздуха, человек дышать, т.е. существовать, не может» [77, с. 196, 231]. Тему естественной, природной общественности (социальности) человеческого образа жизни, начиная с самых его начал, продолжает С.Т. Шацкий (1922): «Главная работа школы, работа над тем материалом, который дает детская жизнь, и ее цель содействовать тому, чтобы дети жили лучше, т.е. полнее, здоровее в |
31 шому счету — значит быть сознательным и ответственным за все происходящее в этом мире, в бытии в целом (С.П.Иваненков. 77). По мнению П.Ф.Каптерева, суть педагогического идеала может быть определена в следующих словах: «Прежде всего, каждый воспитываемый должен быть образован как добрый общественник»; «общественность» состоит «в обязанности и охоте работать с другими совместно, сливать свое «я» в дружное сообщество с другими такими же «я»; «общественная среда есть духовный воздух, без которого, как и без обыкновенного воздуха, человек дышать, т.е. существовать, не может» (84,231). В учебном заведении молодежь должна пройти «элементарную школу общественной жизни», утверждал А.Н.Острогорский (139,266). Известный русский педагог К.Н.Вентцель считал, что «цель социального воспитания заключается в том, чтобы индивидуум осознал свое единство с некоторой социальной группой, все более расширяющейся по своим размерам и поднимающейся в своем развитии к все более и более высоким формам; в конечном итоге, эта социальная форма может стать всем человечеством» (42,202). Данное утверждение созвучно выдвигаемой Международной комиссией по образованию для XXI века (ЮНЕСКО) базовой задаче: «стать гражданами мира без утраты собственных корней и активно участвуя в жизни своего народа и общины» (69,5). Различая видовые особенности социализирующих процессов, В.А.Сластенин относит становление гражданина к задачам общей социализации личности, в то время как профессионально-ролевую ее составляющую полагает итогом частной, специальной (профессиональной) социализации (171,60). Кроме выделяемой социальной роли «гражданин», освоение, начиная с детского возраста, роли сына или дочери и содержащихся |