Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 101]

же жизнью, что и он...».
Репрессии правительства 1903-1904 годов временно снизили активность бурятских выступлений против реформ.
Но последующие события в жизни России русско-японская война и первая русская революция 1905 года вызвали новый подъем национального движения.
Поражение Российской империи в войне с Японией не могло не оказать революционизирующего влияния на бурят, впервые увидевших в поражении слабость военной мощи государства, которое до этого внушало им один только страх.
С поражением России в войне связывались и надежды бурятского народа на изменение отношения к нему правительства.
Война и ее тяжелые последствия неурожай 1905 года и усиление податного гнета способствовали росту недовольства бурят политикой правительства в социально-экономической области.
Именно с этого времени,
наряду с национальными, все отчетливее выдвигаются социально-экономические требования.
(Например, в "приговорах" бурятских крестьян Нурского булука Галзутской волости
Верхнеудинского уезда, Угданского булука Хаоцайской волости, Дамнинско-го булука Кубдутской волости и других подчеркивались требования уменьшить подати и обложение хозяйств производить в зависимости от их размеров и доходов.
Крестьянский начальник 2-го участка
Селенгинского уезда признавался, что самая главная суть требований крестьян его участка состоит в том, чтобы урегулировать и облегчить натуральные повинности.
Революция 1905 года внесла большие изменения в жизнь народностей Сибири.

По мнению одного из видных представителей бурятской интеллигенции Э.Д.
Ринчино, "она пробудила в них революционное и национальное самосознание и дала огромный толчок к их приобщению к европейской культуре...
Революция 1905 года доказала ему (самодержавию), что сибирские инородцы уже не покорные и верноподданные "дети белого царя" и
не могут являться оплотом реакции в Сибири, так как они в целом примкнули к движению 1905 г., выдвинув требования свободы национального самоопределения и прочие революционные лозунги".106 Влияние русской революции, а также Манифест 17 октября 1905 года, "даровавший" свободу исповеданий, активизировали роль ламского духовенства.
Миссионерская политика государственной православной церкви, преследовавшая цель христианизации и русификации бурят, закладывала основу национальной неприязни, усугубившейся в дальнейшем
на почве земельных споров.
Православие, как отмечалось в докладе на октябрьском съезде монголо-бурят 1917 года, "прививалось 106 РГАСПИ.
Ф.5.
Оп.1.
Д.
2927.
Л.2.
101
[стр. 161]

160 Участие родовой аристократии, духовенства в национальном движении служит показателем изменения отношений между членами сообщества рядовыми общинниками и родоначальниками в период возникшей общей опасности.
В условиях возникшей угрозы существованию бурятского сообщества извне оно консолидировалось в коллектив, объединенный, в первую очередь, этническими интересами.
Наличие национального самоуправления, возглавляемого родовой аристократией, объективно выдвигало ее на роль лидера из-за отсутствия других.
Необходимо признать, что не всегда, конечно, родовая аристократия играла прогрессивную роль, но даже в худших случаях она все же оставалась той единственной частью нации, которая стояла на страже общенациональных интересов и в глазах массы была символом национального единства.
’’Нужно помнить, писал Штернберг Л.Я.,что самый ненавистный родович-аристократ все же ближе инородцу, чем русский чиновник, ибо живет той же жизнью, что и он, и национальное высокомерие ему не знакомо.”1 Репрессии правительства 1903 1904 годов временно снизили активность бурятских выступлений против реформ.
Но последующие события в жизни России русско-японская война и первая русская революция 1905 года вызвали новый подъем национального движения.
Поражение Российской империи в войне с Японией не могло не оказать революционизирующего влияния на бурят, впервые увидевших в поражении слабость военной мощи государства, которое до этого внушало им один только страх.
С поражением России в войне связывались и надежды бурятского народа на изменение отношения к нему правительства.
Война и ее тяжелые последствия неурожай 1905 года и усиление податного гнета способствовали росту недовольства бурят политикой правительства в социально-экономической области.
Именно с этого времени.

1 Штернберг Л.Я.
Инородцы / Формы национального движения ...
С.553.


[стр.,162]

161 наряду с национальными все отчетливее выдвигаются социальноэкономические требования.
Например, в "приговорах" бурятских крестьян Нурского булука Галзутской волости
Всрхнеудинского уезда, Угданского булука Хаоцайской волости, Дамнинского булука Кубдутской волости и других подчеркивались требования уменьшить подати и обложение хозяйств производить в зависимости от их размеров и доходов.
Крестьянский начальник 2-го участка
Сслснгинского уезда признавался, что самая главная суть требований крестьян его участка состоит в том, чтобы урегулировать и облегчить натуральные повинности.1 Революция 1905 года внесла большие изменения в жизнь народностей Сибири.
Она вскрыла накопившиеся и обострившиеся несправедливости в отношении “инородцев” и способствовала подъему национального самосознания народов Российской империи.
Под воздействием революционных событий в стране развернулось национальноосвободительное движение.
По мнению одного из видных представителей бурятской интеллигенции Э.-Д.Ринчино, «...она пробудила в них революционное и национальное самосознание и дала огромный толчок к их приобщению к европейской культуре...
Революция 1905 года доказала ему (самодержавию), что сибирские инородцы уже не покорные и верноподданные "дети белого царя" и
нс могут являться оплотом реакции в Сибири, так как они в целом примкнули к движению 1905 г., выдвинув требования свободы национального самоопределения и прочие революционные лозунги"1 2.
Влияние русской революции, а также Манифест 17 октября 1905 года, "даровавший" свободу исповеданий, активизировали роль
дамского духовенства.
Миссионерская политика государственной православной церкви, преследовавшая цель христианизации и русификации бурят, закладывала основу национальной неприязни, усугубившейся в дальнейшем
1 EiyHOB Н.ГТ.
Колониальная политика царизма ...
С.110.
2 РЦХИДНИ Ф.5.
Оп.1 .Д.2927Л.2

[Back]