Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 102]

инородцам при помощи кулаков и нагаек земской полиции...
Отцы миссионеры, "просвещая" язычников и инородцев, охотно лазили в их мошны, при чем учиняли над инородцами беспримерные и отвратительные насилия".

107 Эта полшика на протяжении десятилетий наталкивалась на недовольство и глухое сопротивление со стороны бурятского народа.
В условиях подъема национально-освободительного движения это вылилось в конкретные действия, направленные на возвращение и защиту национальной религии.
Именно поэтому
ламское духовенство, наряду с родовой аристократией, возглавило в 1905 году национальное движение.
С объединением во главе движения сил духовенства, родовой аристократии и вступлением на политическую арену молодой бурятской интеллигенции начинается его новый этап период проведения общебурятских съездов 1905 1906
годов.
Поводом к сбору первого Верхнеудинского совещания ширетуев (настоятелей) дацанов и представителей прихожан послужил указ царя о предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка, один из параграфов которого предусматривал пересмотр действующих постановлений, ограничивающих права инородцев и уроженцев отдельных местностей империи.
В обстановке начавшейся революции царская администрация не стала препятствовать проведению совещания.
Оно собралось в январе 1905 года в Верхнеудинске.
Основным итогом совещания было решение
б необходимости созвать съезд представителей дамского духовенства, доверенных булучных обществ и сведущих почетных представителей бурят при участии высшей областной администрации.
Давая санкцию на проведение съезда, власти рассчитывали, что он поможет "просветить" темную массу бурят и предупредили о том, что никаких
решительных мер съезд принимать не может, ему отводится лишь совещательная миссия.
Съезд проходил с 26 по 30 апреля 1905 года.
Расходясь в точных цифрах количества участников, исследователи отмечали его "многолюдство".
Основную массу на нем составляла родовая аристократия и духовенство.
Знаменательным было участие в съезде представителей нарождающейся бурятской интеллигенции преподавателя института восточных языков Г.
Цыбикова, военного врача Б.

Ямпилова, переводчика кяхтинского пограничного комиссара Бимбаева, учителя К.
Очирова, студентов петербургских вузов Б.
Барадина и Ц.
Жамцарано, которые оказали заметное влияние на его работу.
Вопреки запрету властей, съезд поставил для себя целью, как писала газета "Верхнеудинский листок" от 8 июля 1905 года, "...
обсуждение
107 НАРБ.
Ф.483.
Оп.1.
Д.75.
Л.2-3.
102
[стр. 163]

162 на почве земельных споров.
Православие, как отмечалось в докладе на октябрьском съезде монголо-бурят 1917 года, "прививалось инородцам при помощи кулаков и нагаек земской полиции...
Отцы миссионеры, "просвещая" язычников и инородцев, охотно лазили в их мошны, при чем учиняли над инородцами беспримерные и отвратительные насилия"1.

Эта политика на протяжении десятилетий наталкивалась на недовольство и глухое сопротивление со стороны бурятского народа.
В условиях подъема национально-освободительного движения это вылилось в конкретные действия, направленные на возвращение и защиту национальной религии.
Именно поэтому
ламскос духовенство, наряду с родовой аристократией, возглавило в 1905 году национальное движение.
С объединением во главе движения сил духовенства, родовой аристократии и вступлением на политическую арену молодой бурятской интеллигенции начинается его новый этап период проведения общебурятских съездов 1905 1906
гг.
Поводом к сбору первого Верхнеудинского совещания ширетуев (настоятелей) дацанов и представителей прихожан послужил указ царя о предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка, один из параграфов которого предусматривал пересмотр действующих постановлений, ограничивающих права инородцев и уроженцев отдельных местностей империи.
В обстановке начавшейся революции царская администрация не стала препятствовать проведению совещания.
Оно собралось в январе 1905 года в Верхнеудинске.
Основным итогом совещания было решение
о необходимости созвать съезд представителей дамского духовенства, доверенных булучных обществ и сведущих почетных представителей бурят при участии высшей областной администрации.
Давая санкцию на проведение съезда, власти рассчитывали, что он поможет "просветить" темную массу бурят, и предупредили о том, что никаких
1 НАРБ Ф.483.
ОП.1.Д.75Л.2-3.


[стр.,164]

163 решительных мер съезд принимать не может, ему отводится лишь совещательная миссия.
Съезд проходил с 26 по 30 апреля 1905 года.
Расходясь в точных цифрах количества участников, исследователи отмечали его "многолюдство".
Основную массу на нем составляла родовая аристократия и духовенство.
Знаменательным было участие в съезде представителей нарождающейся бурятской интеллигенции преподавателя института восточных языков Г.Цыбикова, военного врача Б.Ямиилова,
переводчика кяхтинского пограничного комиссара Бимбаева, учителя Б.Очирова, студентов петербургских вузов Б.Ьарадина и Ц.Жамцарано, которые оказали заметное влияние на его работу.
Вопреки запрету властей, съезд поставил для себя целью, как писала газета "Верхнеудинский листок" от 8 июля 1905 года, "...
обсуждение
назревших вопросов, касающихся их (бурят Е.А.) общественного самоуправления, свободы вероисповедания, народного образования, прав собственности на принадлежащие им (бурятам) земли и проч."1.
Важнейшим был вопрос о национальном самоуправлении, в обсуждении которого активное участие принимали представители интеллигенции.
Не без их помощи съезд "весьма тонко справился с проектом самоуправления, над которым висел запрет губернатора о недопустимости возврата к родовому строю"1 2.
Формально съезд исходил из территориального принципа.
Низшей административной единицей был принят не аймак, а булук; следующей административной единицей принималась опять-таки территориальная "инородная управа" из представителей булуков; но третьей объединяющей инстанцией должна была стать дума, территория которой естественным образом совпадала с прежним ведомством.
Таким образом, съезд соглашался, в основном, с территориальным принципом и, вместе с 1 Революционное движение в Бурят-Монголии в период революции 1905 года / Сб.
документов под ред.
П.Т.Хантаева.
Улан-Удэ, 1955.
С.165.
2 Штернберг Л.Я.
Буряты / Формы национального движения....
С.616.

[Back]