Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 103]

назревших вопросов, касающихся их (бурят A.C.) общественного самоуправления, свободы вероисповедания, народного образования, прав собственности на принадлежащие им (бурятам) земли и проч." Важнейшим был вопрос о национальном самоуправлении, в обсуждении которого активное участие принимали представители интеллигенции.
Не без их помощи съезд "весьма тонко справился с проектом самоуправления, над которым висел запрет губернатора о недопустимости возврата к родовому строю".

Формально съезд исходил из территориального принципа.
Низшей административной единицей был принят не аймак, а булук; следующей административной единицей принималась опять-таки территориальная "инородная управа" из представителей булуков; но третьей объединяющей инстанцией должна была стать дума, территория которой естественным образом совпадала с прежним ведомством.
Таким образом, съезд соглашался, в основном, с территориальным принципом и, вместе с
тем, восстанавливал родовую структуру управления.
Для выражения интересов всех бурят и тунгусов Забайкальской области вводился институт периодических съездов из представителей (от 3 до 5) от каждого ведомства.
В области суда проект съезда предусматривал выборность 3-х категорий суда: 1) почетный третейский; 2) инородческий суд первой инстанции; 3) съезд инородческих судей из представителей инородческих судов с особым выборным председателем вторая и последняя инстанция; кодифицирование "обычного права"; судопроизводство на бурятском языке, и определял его компетенцией мелкие уголовные дела и гражданские без ограничения суммы иска.
По земельному вопросу съезд высказался за юридическое оформление владений землей и обмежевание, а также за прирезки земель по казенно-оброчным статьям к некоторым обществам.
В сфере народного образования в школах, содержащихся на средства местного самоуправления, было решено ввести всеобщее обязательное обучение монгольской грамоте.
Следующей ступенью предполагалось сделать школы по типу министерских, где, наряду с преподаванием на монгольском общеобразовательных предметов, преподавался бы и русский язык.
Решением съезда отменялись все ограничения при приеме в высшие школы по религиозному признаку, а также вводились казенные стипендии, которые должны были увеличиваться с каждым годом.
Что касается культа, то съезд ходатайствовал об отмене разных ограничений, освобождении от повинностей штатного духовенства и об официальном именовании ламаистов буддистами.
Было принято также постановление, по которому земли, отведенные по закону 1853 года штатному духовенству, отбирались в пользу школ и учащихся при
103
[стр. 164]

163 решительных мер съезд принимать не может, ему отводится лишь совещательная миссия.
Съезд проходил с 26 по 30 апреля 1905 года.
Расходясь в точных цифрах количества участников, исследователи отмечали его "многолюдство".
Основную массу на нем составляла родовая аристократия и духовенство.
Знаменательным было участие в съезде представителей нарождающейся бурятской интеллигенции преподавателя института восточных языков Г.Цыбикова, военного врача Б.Ямиилова, переводчика кяхтинского пограничного комиссара Бимбаева, учителя Б.Очирова, студентов петербургских вузов Б.Ьарадина и Ц.Жамцарано, которые оказали заметное влияние на его работу.
Вопреки запрету властей, съезд поставил для себя целью, как писала газета "Верхнеудинский листок" от 8 июля 1905 года, "...
обсуждение назревших вопросов, касающихся их (бурят Е.А.) общественного самоуправления, свободы вероисповедания, народного образования, прав собственности на принадлежащие им (бурятам) земли и проч."1.
Важнейшим был вопрос о национальном самоуправлении, в обсуждении которого активное участие принимали представители интеллигенции.
Не без их помощи съезд "весьма тонко справился с проектом самоуправления, над которым висел запрет губернатора о недопустимости возврата к родовому строю"1
2.
Формально съезд исходил из территориального принципа.
Низшей административной единицей был принят не аймак, а булук; следующей административной единицей принималась опять-таки территориальная "инородная управа" из представителей булуков; но третьей объединяющей инстанцией должна была стать дума, территория которой естественным образом совпадала с прежним ведомством.
Таким образом, съезд соглашался, в основном, с территориальным принципом и, вместе с
1 Революционное движение в Бурят-Монголии в период революции 1905 года / Сб.
документов под ред.
П.Т.Хантаева.
Улан-Удэ, 1955.
С.165.
2 Штернберг Л.Я.
Буряты / Формы национального движения....
С.616.


[стр.,165]

164 тем, восстанавливал родовую структуру управления.1 Для выражения интересов всех бурят и тунгусов Забайкальской области вводился институт периодических съездов из представителей (от 3 до 5) от каждого ведомства.
В области суда проект съезда предусматривал выборность 3-х категорий суда: 1) почетный третейский; 2) инородческий суд первой инстанции; 3) съезд инородческих судей из представителей инородческих судов с особым выборным председателем вторая и последняя инстанция); кодифицирование "обычного права"; судопроизводство на бурятском языке, и определял его компетенцией мелкие уголовные дела и гражданские без ограничения суммы иска.
По земельному вопросу съезд высказался за юридическое оформление владений землей и обмежевание, а также за прирезки земель по казеннооброчным статьям к некоторым обществам.
В сфере народного образования в школах, содержащихся на средства местного самоуправления, было решено ввести всеобщее обязательное обучение монгольской грамоте.
Следующей ступенью предполагалось сделать школы по типу министерских, где, наряду с преподаванием на монгольском общеобразовательных предметов, преподавался бы и русский язык.
Решением съезда отменялись все ограничения при приеме в высшие школы по религиозному признаку, а также вводились казенные стипендии, которые должны были увеличиваться с каждым годом.
Что касается культа, то съезд ходатайствовал об отмене разных ограничений, освобождении от повинностей штатного духовенства и об официальном именовании ламаистов буддистами.
Было принято также постановление, по которому земли, отведенные по закону 1853 года штатному духовенству, отбирались в пользу школ и учащихся при
дацанах.
Съезд признал необходимым издавать литературно-экономические газеты на монгольском языке без предварительной цензуры и образовать фонд народного просвещения.
НАРБ Ф.483.0п.1.Д.75.Л.1.

[Back]