дацанах. Съезд признал необходимым издавать литературно-экономические газеты на монгольском языке без предварительной цензуры и образовать фонд народного просвещения. Анализируя проект, принятый съездом, Л. Штернберг отмечал, что он "дал бы бурятам достаточную национально-культурную автономию".108 Другим, важным в политическом отношении событием, явился съезд бурят Иркутской губернии, где национальное движение было еще более интенсивным, чем у восточных бурят. Решения его во многом перекликались с Читинским съездом. Здесь также одним из главных был вопрос о национальном самоуправлении и автономии. Однако, в отличии от Читинского, съезд проектировал органы нового национального самоуправления по типу земских учреждений; на такое решение, видимо, наложила отпечаток двадцатилетняя давность ликвидации Степных дум у бурят Иркутской губернии. Читинский же съезд видел органы национального самоуправления в форме инородных управ и дум. Иркутский губернский съезд предваряла целая кампания съездов по улусам и уездам. Их резолюции объединяла идея национального самоуправления, "...красной нитью во всех проектах о земстве" проходило "последовательное отрицание и полное недоверие к смешанной (с представителями русского населения) уездной инстанции земского самоуправления". Вслед за Читинским и Иркутским последовал рад других съездов, общих и частных, а также собраний и совещаний. 10-15 января 1906 года состоялось совещание бурят будущих представителей "партии прогрессистов". В конце весны прошел общезабайкальский съезд, поднявший ряд вопросов, из которых важнейшим был о немедленном приостановлении всяких посягательств на земли бурят со стороны Казны и Кабинета, о допущении представителя от буддийского духовенства в государственный совет и предоставление прав настоятелям дацанов. Среди забайкальских бурят съезды проводились еще в течение лета и осени 1906 года. Наряду с общенациональными съездами, в 1906 году проходили всевозможные конференции и съезды учителей, групп духовенства, политических деятелей разных направлений. Одним из наиболее интересных и значительных явился съезд профессиональной политической организации учителей и деятелей народного образования, проходивший в мае 1906 года. Эта организация, 10Х Штернберг Л Я . Буряты // Формы национального движения в современных государствах. СПб., 1990. С.616. 104 |
164 тем, восстанавливал родовую структуру управления.1 Для выражения интересов всех бурят и тунгусов Забайкальской области вводился институт периодических съездов из представителей (от 3 до 5) от каждого ведомства. В области суда проект съезда предусматривал выборность 3-х категорий суда: 1) почетный третейский; 2) инородческий суд первой инстанции; 3) съезд инородческих судей из представителей инородческих судов с особым выборным председателем вторая и последняя инстанция); кодифицирование "обычного права"; судопроизводство на бурятском языке, и определял его компетенцией мелкие уголовные дела и гражданские без ограничения суммы иска. По земельному вопросу съезд высказался за юридическое оформление владений землей и обмежевание, а также за прирезки земель по казеннооброчным статьям к некоторым обществам. В сфере народного образования в школах, содержащихся на средства местного самоуправления, было решено ввести всеобщее обязательное обучение монгольской грамоте. Следующей ступенью предполагалось сделать школы по типу министерских, где, наряду с преподаванием на монгольском общеобразовательных предметов, преподавался бы и русский язык. Решением съезда отменялись все ограничения при приеме в высшие школы по религиозному признаку, а также вводились казенные стипендии, которые должны были увеличиваться с каждым годом. Что касается культа, то съезд ходатайствовал об отмене разных ограничений, освобождении от повинностей штатного духовенства и об официальном именовании ламаистов буддистами. Было принято также постановление, по которому земли, отведенные по закону 1853 года штатному духовенству, отбирались в пользу школ и учащихся при дацанах. Съезд признал необходимым издавать литературно-экономические газеты на монгольском языке без предварительной цензуры и образовать фонд народного просвещения. НАРБ Ф.483.0п.1.Д.75.Л.1. 165 Анализируя проект, принятый съездом, Л.Я. Штернберг отмечал, что он ”... дал бы бурятам достаточную национально-культурную автономию"1. Другим важным в политическом отношении событием явился съезд бурят Иркутской губернии, где национальное движение было еще более интенсивным, чем у восточных бурят. Съезд состоялся 21-26 августа 1905 года в Иркутске, на нем присутствовало 77 делегатов от большинства бурятских ведомств губернии. В работе съезда принял активное участие и внес на обсуждение свой проект земельной реформы М.Н.Богданов, один из представителей молодой бурятской интеллигенции. Решения его во многом перекликались с Читинским съездом. Здесь также одним из главных был вопрос о национальном самоуправлении и автономии. Однако, в отличие от Читинского, съезд проектировал органы нового национального самоуправления по типу земских учреждений; на такое решение, видимо, наложила отпечаток двадцатилстняя давность ликвидации Степных дум у бурят Иркутской губернии. Читинский же съезд видел органы национального самоуправления в форме "инородных управ" и дум. Иркутский губернский съезд предваряла целая кампания съездов по улусам и уездам. В июле 1905 года в селе Бохан по вопросу о проведении съезда совещались представители пяти бурятских ведомств, представители Иркутского и Верхоленского уездов собрались в селе Ользоны, где ими был поднят вопрос о бурятском самоуправлении. В то же время собрался съезд бурят Балаганского ведомства. Их резолюции объединяла идея национального самоуправления, "...красной нитью во всех проектах о земстве" проходило "последовательное отрицание и полное недоверие к смешанной (с представителями русского населения Е.А.) уездной инстанции земского самоуправления”1 2. Вслед за Читинским и Иркутским последовал ряд других съездов, общих и частных, а также собраний и совещаний. 1 Штернберг Л .Я. Буряты И Формы национального движения в современных государствах. С.616. 2 НАРБ Ф.483 Оп.1.Д.75ЛЛ. 166 10-15 января 1906 года состоялось совещание бурят будущих представителей “партии профессистов”. В конце весны прошел общезабайкальский съезд, поднявший ряд вопросов, из которых важнейшим был о немедленном приостановлении всяких посягательств на земли бурят со стороны Казны и Кабинета, о допущении представителя от буддийского духовенства в государственный совет и предоставлении нрав настоятелям дацанов. Среди забайкальских бурят съезды проводились еще в течение лета и осени 1906 года. Наряду с общенациональными съездами, в 1906 году проходили всевозможные конференции и съезды учителей, групп духовенства, политических деятелей разных направлений. Одним из наиболее интересных и значительных явился съезд профессиональной политической организации учителей и деятелей народного образования, проходивший в мае 1906 года. Эта организация, получившая название "Буряад зоной туг" ("Знамя бурятскою народа"), сложилась под влиянием идей "крайних народников". Ее деятельность связана с именем одного из первых представителей бурятской интеллигенции, в то время слушателя Санкт-Петербургского университета, Ц.Жамцарано. Съезд принял резолюцию о необходимости объединения культурных сил бурят для осуществления просвещения и национализации школы. Состоявшийся в августе 1906 года второй съезд этой организации был значительным шагом вперед. Он принял устав, в первом параграфе которого были сформулированы следующие задачи: 1) способствовать национальному возрождению бурят; 2) способствовать просвещению бурят в широком смысле слова; 3) национализировать школу; 4) добиваться национального самоопределения и автономии. Важнейшей практической задачей съезд считал необходимость сделать бурятский язык языком преподавания. В связи с этим самым |