Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 105]

получившая название "Буряад зоной туг" ("Знамя бурятского народа"), сложилась под влиянием идей "крайних народников".
Ее деятельность связана с именем одного из первых представителей бурятской интеллигенции, в то время слушателя Санкт-Петербургского университета, Ц.
Жамцарано.
Съезд принял резолюцию о необходимости объединения культурных сил бурят для осуществления просвещения и национализации школы.
Состоявшийся в августе 1906 года второй съезд этой организации был значительным шагом вперед.
Он принял устав, в первом параграфе которого были сформулированы следующие задачи: 1) способствовать национальному возрождению бурят; 2) способствовать просвещению бурят в широком смысле слова; 3) национализировать школу; 4) добиваться национального самоопределения и автономии.
Важнейшей практической задачей съезд считал необходимость сделать бурятский язык языком преподавания.
В связи с этим самым
существенным оказался вопрос об алфавите.
Считая предложенный министерством просвещения проект русского алфавита не соответствующим бурятской фонетике, съезд принял за исходную основу монголо-бурятский алфавит в редакции Агван
Доржиева.
Решения учительских съездов сыграли значительную роль в дальнейшем развитии национально-освободительного движения.
Однако царское правительство игнорировало постановления бурятских съездов 1905-1906 годов.
Это заставило бурят снова
заряжать депутации в Читу и Петербург.
Ходатайства содержали, как и прежде, просьбы об отмене законов о поземельном устройстве и волостной реформе, а также об утверждении принятых съездами решений.
Ни одна из просьб не была удовлетворена, если не считать разрешения забайкальским бурятам иметь своего представителя в
Государственной думе.
Однако даже такой незначительной уступке царских властей бурятами придавалось большое значение.
Газета "Верхнеудинский листок" от 25 ноября 1905 года с восторгом писала об этом: "Депутация везет радостную весть: ей обещано включить в думу одного отдельного представителя от бурят Забайкальской области".

109 По свидетельству Ц.
Жамцарано, с осени 1905 до весны 1906
годов в Петербурге побывало до 20 депутатов с различными ходатайствами.
На местах же, куда докатилась из центра России революционная волна, наступила пора митингов и агитации.
А когда власти растерялись, начался период явочных действий и протестов.
Буряты закрывали существующие органы управления, восстанавливая старые.
Так, буряты 11 родов Хоринского ведомства 19-20 декабря 1905 года на совещании в селе
109 РГЛСПИ.
Ф.5.
Он.1 Д.2927.
Л.2.
105
[стр. 167]

166 10-15 января 1906 года состоялось совещание бурят будущих представителей “партии профессистов”.
В конце весны прошел общезабайкальский съезд, поднявший ряд вопросов, из которых важнейшим был о немедленном приостановлении всяких посягательств на земли бурят со стороны Казны и Кабинета, о допущении представителя от буддийского духовенства в государственный совет и предоставлении нрав настоятелям дацанов.
Среди забайкальских бурят съезды проводились еще в течение лета и осени 1906 года.
Наряду с общенациональными съездами, в 1906 году проходили всевозможные конференции и съезды учителей, групп духовенства, политических деятелей разных направлений.
Одним из наиболее интересных и значительных явился съезд профессиональной политической организации учителей и деятелей народного образования, проходивший в мае 1906 года.
Эта организация, получившая название "Буряад зоной туг" ("Знамя бурятскою народа"), сложилась под влиянием идей "крайних народников".
Ее деятельность связана с именем одного из первых представителей бурятской интеллигенции, в то время слушателя Санкт-Петербургского университета, Ц.Жамцарано.
Съезд принял резолюцию о необходимости объединения культурных сил бурят для осуществления просвещения и национализации школы.
Состоявшийся в августе 1906 года второй съезд этой организации был значительным шагом вперед.
Он принял устав, в первом параграфе которого были сформулированы следующие задачи: 1) способствовать национальному возрождению бурят; 2) способствовать просвещению бурят в широком смысле слова; 3) национализировать школу; 4) добиваться национального самоопределения и автономии.
Важнейшей практической задачей съезд считал необходимость сделать бурятский язык языком преподавания.
В связи с этим самым


[стр.,168]

167 существенным оказался вопрос об алфавите.
Считая предложенный министерством просвещения проект русского алфавита не соответствующим бурятской фонетике, съезд принял за исходную основу монголо-бурятский алфавит в редакции Агвана
Доржисва.
Решения учительских съездов сыграли значительную роль в дальнейшем развитии национально-освободительного движения.
Однако царское правительство игнорировало постановления бурятских съездов 1905 1906 годов.
Это заставило бурят снова
снаряжать депутации в Читу и Петербург.
Ходатайства содержали, как и прежде, просьбы об отмене законов о поземельном устройстве и волостной реформе, а также об утверждении принятых съездами решений.
Ни одна из просьб не была удовлетворена, если не считать разрешения забайкальским бурятам иметь своего представителя во
II Государственной думе.
Однако даже такой незначительной уступке царских властей бурятами придавалось большое значение.
Газета "Верхнеудинский листок" от 25 ноября 1905 года с восторгом писала об этом: "Депутация везет радостную весть: ей обещано включить в думу одного отдельного представителя от бурят Забайкальской области”1.

По свидетельству Ц.Жамцарано, с осени 1905-го до весны 1906
года в Петербурге побывало до 20 депутатов с различными ходатайствами.1 2 На местах же, куда докатилась из центра России революционная волна, наступила пора митингов и агитации.
А когда власти растерялись, начался период явочных действий и протестов.
Буряты закрывали существующие органы управления, восстанавливая старые.
Так, буряты 11 родов Хоринского ведомства 19-20 декабря 1905 года на совещании в селе
Анинском решили открыть Степную думу, упразднив все должностные посты новых властей.3 Профессор Козьмин Н.Н.
писал, что "...забайкальские 1 Революционное движение в Бурят-Монголии в период революции 1905 года.
С.
165.
2 Штернберг Л.Я.
Буряты ...
С.620.
3 Кудрявцев Ф.А.
1905 год в Бурят-Монголии.
Улан-Удэ, 1936.
С.51.

[Back]