Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 106]

Анинском решили открыть Степную думу, упразднив все должностные посты новых властей.
Профессор Козьмин Н.Н.
писал, что "забайкальские буряты вынесенные на съездах резолюции претворяли в жизнь, закрыв насильственно введенные у них крестьянские учреждения, изгнав "инородческих начальников" и восстановив Степные Думы.
Это была не одна "пропаганда действием", или "воспитание в действии", но и опыт организованного массового творчества".110 Съезды 1905-1906 годов продемонстрировали возросший политический уровень национального движения.
Однако, консолидируясь вокруг общих стратегических целей национального возрождения и самоопределения, участники движения расходились во взглядах на тактику и средства их достижения.
Сформировавшиеся еще в ходе подготовки и проведения съездов две группы, представлявшие собой, по сути, "зачатки политических организаций", имели вполне определенные программы действий.
Первая названная "стародумцами" стояла за возвращение к национальному
самоопределению по Уставу Сперанского, видя в нем основу "автономности", солидарности и защиту от денационализации.
Эта группа, возглавляемая бывшим тайшой Хоринского ведомства Вамбоцыреновым, четко сформулировала свои взгляды на ноябрьском (1905 г.) съезде в Верхнеудинске.
Ц.
Жамцарано отмечал, что среди руководителей этой группы большую часть составляли "бескорыстные крайние народники и за ними были симпатии огромного большинства
народа".111 Вторая группа, очень немногочисленная, называла себя "партией прогрессивных бурят".
Организаторами ее были и.о.
профессора Восточного института Г.
Цыбиков, депутат II Государственной думы Б.
Очиров, врач Б.
Ямпилов.
В группу входили люди с образованием, близко стоящие к администрации, а также представители родовой аристократии.
Солидаризируясь со "стародумцами" в вопросах землеустройства, образования, отмены закона 1901 года, они коренным образом расходились с
ними в вопросе о самоуправлении.
"Прогрессисты" выступали за национальное самоуправление по типу земства на демократических началах.
Между "прогрессистами" и "стародумцами", по оценке Ц.Жамцарано, была
смертельная вражда.
Наряду с этими политическими группировками, появилось "левое" крыло национального движения.
Наиболее яркими его представителями были "западники" и "крайние
Козьмин H.H.
1905 год и буряты.
Иркутск, 1926.
С.6.
Штернберг Л.Я.
Буряты // Формы национального движения
в современных государствах.
СПб., 1990.
С.573.
106
[стр. 169]

168 буряты вынесенные на съездах резолюции претворяли в жизнь, закрыв насильственно введенные у них крестьянские учреждения, изгнав "инородческих начальников" и восстановив Степные Думы.
Это была не одна "пропаганда действием", или "воспитание в действии", но и опыт организованного массового творчества".1 Съезды 1905 1906 годов продемонстрировали возросший политический уровень национального движения.
Однако, консолидируясь вокруг общих стратегических целей национального возрождения и самоопределения, участники движения расходились во взглядах на тактику и средства их достижения.
Сформировавшиеся еще в ходе подготовки и проведения съездов две группы, представлявшие собой по сути, "зачатки политических организаций", имели вполне определенные программы действий.
Первая названная "стародумцами" стояла за возвращение к национальному
самоуправлению по Уставу Сперанского, видя в нем основу "автономности", солидарности и защиту от денационализации.
Эта группа, возглавляемая бывшим тайшой Хоринского ведомства Вамбоцыреновым, четко сформулировала свои взгляды на ноябрьском (1905 г.) съезде в Верхнеудинске.
Ц.Жамцарано отмечал, что среди руководителей этой группы большую часть составляли "бескорыстные крайние народники и за ними были симпатии огромного большинства
народа”1 2.
Вторая ipyima, очень немногочисленная, называла себя "партией прогрессивных бурят".
Организаторами ее были и.о.
профессора Восточного института Г.Цыбиков, депутат II Государственной думы Б.Очиров, врач Б.Ямпилов.
В группу входили люди с образованием, близко стоящие к администрации, а также представители родовой аристократии.
Солидаризируясь со "стародумцами" в вопросах землеустройства, образования, отмены закона 1901 г., они коренным образом расходились с
1 Козьмин Н.Н.
1905 год и буряты.
Иркутск, 1926.
С.6.
2 Штернберг Л.Я.
Буряты / Формы национального движения ...

С.621.


[стр.,170]

169 ними в вопросе о самоуправлении.
"Прогрессисты" выступали за национальное самоуправление по типу земства на демократических началах.
Между "прогрессистами" и "стародумцами", по оценке Ц.Жамцарано, была
“смертельная вражда”.
Наряду с этими политическими группировками, появилось "левое" крыло национального движения.
Наиболее яркими его представителями были "западники" и "крайние
народники".
Программа "западников", по существу, была ассимиляторской.
Они исходили из неизбежности экономической эволюции, которая унесет все старые экономические и социальные устои бурятской жизни и, вместе с ними, все индивидуально-национальные черты бурятского народа.
Поэтому всякая работа по сохранению бурятской народности, по их мнению, явление не только бесполезное, но и реакционное, отдаляющее бурятский народ от вступления в "мировую армию социашстического iфолетариата".
"Крайние народники" представляли собой полную противоположность "западникам".
Программой-минимум этой группы являлось широкое самоуправление, сохранение и развитие существующего аграрного строя, национализация школы, установление общей монгольской письменности.
В национально-культурном отношении их конечным идеалом было возрождение на почве европейского просвещения бурятской народности, которая, с их точки зрения, должна была стать авангардом общенационального и общемонгольского объединения.
Очевидно, именно программа этой политической группировки послужила основой обвинения деятелей национального движения в "панмонголизме" в последующие годы.
Как видно из всего сказанного выше, к 1905 году внутри национального движения уже существовала довольно сложная система взглядов на его цели и задачи, что, несомненно, свидетельствует о возросшем к тому времени национальном самосознании бурятского народа.

[Back]