Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 107]

народники".
Программа "западников", по существу, была ассимиляторской.
Они исходили из неизбежности экономической эволюции, которая унесет все старые экономические и социальные устои бурятской жизни и, вместе с ними, все индивидуально-национальные черты бурятского народа.
Поэтому всякая работа по сохранению бурятской народности, по их мнению, явление не только бесполезное, но и реакционное, отдаляющее бурятский народ от вступления в "мировую армию
социалистического пролетариата".
"Крайние народники" представляли собой полную противоположность "западникам".
Программой минимум этой группы являлось широкое самоуправление, сохранение и развитие существующего аграрного строя, национализация школы, установление общей монгольской письменности.
В национально-культурном отношении их конечным идеалом было возрождение, на почве европейского просвещения, бурятской народности, которая, с их точки зрения, должна была стать авангардом общенационального и общемонгольского объединения.
Очевидно, именно программа этой политической группировки послужила основой обвинения деятелей национального движения в "панмонголизме" в последующие годы.
Как видно из всего сказанного выше, к 1905 году внутри национального движения уже существовала довольно сложная система взглядов на его цели и задачи, что, несомненно, свидетельствует о возросшем к тому времени национальном самосознании бурятского народа.

Сам факт образования политических группировок в ходе национального движения, а также их деятельность и противоборство между собой было отражением "идеологических и экономических1р процессов, имевших место в бурятской жизни".

Возникший в ходе съездовских дискуссий (особенно на двух учительских съездах) спор о преимуществах латинского и монгольского алфавитов имел под собой более глубокую подоплеку, нежели просто разногласия по проблемам письменности.
За этими спорами стоял принципиально важный, с точки зрения перспектив
национального, политического и культурного возрождения бурят, вопрос о том, "ориентироваться ли безоговорочно и обособленно на западноевропейскую культуру или на культурное объединение с монголами дабы общими усилиями вести культурную работу".
Именно в отношении к этому вопросу у столь разнящихся своими
112 Козьмин H.H.
1905 год и буряты.
Иркутск, 1926.
С.6.
107
[стр. 170]

169 ними в вопросе о самоуправлении.
"Прогрессисты" выступали за национальное самоуправление по типу земства на демократических началах.
Между "прогрессистами" и "стародумцами", по оценке Ц.Жамцарано, была “смертельная вражда”.
Наряду с этими политическими группировками, появилось "левое" крыло национального движения.
Наиболее яркими его представителями были "западники" и "крайние народники".
Программа "западников", по существу, была ассимиляторской.
Они исходили из неизбежности экономической эволюции, которая унесет все старые экономические и социальные устои бурятской жизни и, вместе с ними, все индивидуально-национальные черты бурятского народа.
Поэтому всякая работа по сохранению бурятской народности, по их мнению, явление не только бесполезное, но и реакционное, отдаляющее бурятский народ от вступления в "мировую армию
социашстического iфолетариата".
"Крайние народники" представляли собой полную противоположность "западникам".
Программой-минимум этой группы являлось широкое самоуправление, сохранение и развитие существующего аграрного строя, национализация школы, установление общей монгольской письменности.
В национально-культурном отношении их конечным идеалом было возрождение на почве европейского просвещения бурятской народности, которая, с их точки зрения, должна была стать авангардом общенационального и общемонгольского объединения.
Очевидно, именно программа этой политической группировки послужила основой обвинения деятелей национального движения в "панмонголизме" в последующие годы.
Как видно из всего сказанного выше, к 1905 году внутри национального движения уже существовала довольно сложная система взглядов на его цели и задачи, что, несомненно, свидетельствует о возросшем к тому времени национальном самосознании бурятского народа.


[стр.,171]

170 Сам факт образования политических группировок в ходе национального движения, а также их деятельность и противоборство между собой был отражением "идеологических и экономических процессов, имевших место в бурятской жизни"5.
Возникший в ходе съездовских дискуссий (особенно на двух учительских съездах) спор о преимуществах латинского и монгольского алфавитов имел под собой более глубокую подоплеку, нежели просто разногласия по проблемам письменности.
За этими спорами стоял принципиально важный, с точки зрения перспектив
национ&зьного, политического и культурного возрождения бурят, вопрос о том, "ориентироваться ли безоговорочно и обособленно на западно-европейскую культуру или на культурное объединение с монголами дабы общими усилиями вести культурную работу"1 2.
Именно в отношении к этому вопросу у столь разнящихся своими
программами группировок прослеживаются общие тенденции.
Ориентация на культурное объединение с монголами у одних ("стародумцы" и "крайние народники") и предпочтение западноевропейской культуры как ориентира будущего развития у других ("прогрессисты" и "западники").
Идейное противоборство этих тенденций красной нитью пронизывало все этапы национального движения, а в дальнейшем процесс образования национальной автономии и национально-государственного строительства в республике.
Таким образом, съезды периода 1905 1906 годов сыграли заметную роль в национальном движении.
По сравнению с периодом стихийных выступлений съезды как одна из форм борьбы уже имели высокий уровень организации.
По оценке профессора Козьмина Н.Н., эти съезды "...
были самыми организационно сильными; на них не было той мелочности, перепутанности вопросов местной колокольни с имеющими 1 Козьмин Н.Н.
1905 год и буряты.
С.5.
2 Там же.
С.5.

[Back]