Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 108]

программами группировок прослеживаются общие тенденции.
Ориентация на культурное объединение с монголами у одних ("стародумцы" и "крайние народники") и предпочтение западноевропейской культуры как ориентира будущего развития у других ("прогрессисты" и "западники").
Идейное противоборство этих тенденций красной нитью пронизывало все этапы национального движения, а в дальнейшем процесс образования национальной автономии и национально-государственного строительства в республике.
Таким образом, съезды периода 1905-1906 годов сыграли заметную роль в национальном движении.
По сравнению с периодом стихийных выступлений, съезды как одна из форм борьбы уже имели высокий уровень организации.
По оценке профессора Козьмина
И.П., эти съезды "были самыми организационно сильными; на них не было той мелочности, перепутанности вопросов местной колокольни с имеющими общеполитический интерес, которыми иногда в наивных формах страдали другие съезды и конференции.
Большим съездам губернского или уездного масштаба предшествовали улусные и районные совещания и съезды, происходившие в "степи".
Высокому уровню организации съездов способствовало наличие родовой структуры самоуправления, которая с началом национального движения, дополнительно к уже имеющимся у нее функциям, стала, по существу,
выполнять роль организационной основы движения, Наличие такой организационной основы помогало обеспечивать в короткие сроки созыв и проведение как низовых, так и общих съездов.
По сравнению с традиционными ранее съездами тайшей, съезды 1905 1906 годов отличались широтой географии и представительства социальных
групп.
Они стали своеобразной дискуссионной трибуной, где определялось сходство и различие взглядов их участников и вырабатывались программы и резолюции
по важнейшим вопросам жизни бурят.
Именно на этом этапе национального движения идеи самоопределения были восприняты и впервые оформились в требование о национальной автономии.
Значение съездов состояло также в том, что они были важным этапом в деле консолидации бурятской народности в нацию, подтверждением чему может служить предложение об объединении всех бурят, выдвинутое на Иркутском губернском съезде.
Бурятские съезды 1905-1906 годов
показали выросший уровень политического развития народа, который уже осознавал свои национальные интересы и приступал к поиску путей их реализации.
Примечательна в этом плане оценка, данная "периоду съездов" Л.
Штернбергом: "Психика инородца радикально изменилась.
Он осознал
108
[стр. 171]

170 Сам факт образования политических группировок в ходе национального движения, а также их деятельность и противоборство между собой был отражением "идеологических и экономических процессов, имевших место в бурятской жизни"5.
Возникший в ходе съездовских дискуссий (особенно на двух учительских съездах) спор о преимуществах латинского и монгольского алфавитов имел под собой более глубокую подоплеку, нежели просто разногласия по проблемам письменности.
За этими спорами стоял принципиально важный, с точки зрения перспектив национ&зьного, политического и культурного возрождения бурят, вопрос о том, "ориентироваться ли безоговорочно и обособленно на западно-европейскую культуру или на культурное объединение с монголами дабы общими усилиями вести культурную работу"1 2.
Именно в отношении к этому вопросу у столь разнящихся своими программами группировок прослеживаются общие тенденции.
Ориентация на культурное объединение с монголами у одних ("стародумцы" и "крайние народники") и предпочтение западноевропейской культуры как ориентира будущего развития у других ("прогрессисты" и "западники").
Идейное противоборство этих тенденций красной нитью пронизывало все этапы национального движения, а в дальнейшем процесс образования национальной автономии и национально-государственного строительства в республике.
Таким образом, съезды периода 1905 1906 годов сыграли заметную роль в национальном движении.
По сравнению с периодом стихийных выступлений съезды как одна из форм борьбы уже имели высокий уровень организации.
По оценке профессора Козьмина
Н.Н., эти съезды "...
были самыми организационно сильными; на них не было той мелочности, перепутанности вопросов местной колокольни с имеющими
1 Козьмин Н.Н.
1905 год и буряты.
С.5.
2 Там же.
С.5.


[стр.,172]

171 общеполитический интерес, которыми иногда в наивных формах страдали другие съезды и конференции.
Большим съездам губернского или уездного масштаба предшествовали улусные и районные совещания и съезды, происходившие в "степи"1.
Высокому уровню организации съездов способствовало наличие родовой структуры самоуправления, которая с началом национального движения дополнительно к уже имеющимся у нее функциям стала, по существу,
играть роль организационной основы движения.
Наличие такой организационной основы помогало обеспечивать в короткие сроки созыв и проведение как низовых, так и общих съездов.
По сравнению с традиционными ранее съездами тайшей съезды 1905 1906 годов отличались широтой географии и представительства социальных
ipynn.
Они стали своеобразной дискуссионной трибуной, где определялось сходство и различие взглядов их участников и вырабатывались программы и резолюции
но важнейшим вопросам жизни бурят.
Именно на этом этапе национального движения идеи самоопределения были восприняты и впервые оформились в требование о национальной автономии.
Значение съездов состояло также в том, что они были важным этапом в деле консолидации бурятской народности в нацию, подтверждением чему может служить предложение об объединении всех бурят, выдвинутое на Иркутском губернском съезде.
Бурятские съезды 1905 1906 годов
стали свидетельством возросшего политического уровня развития народа, который уже осознавал свои национальные интересы и приступал к поиску путей их реализации.
Примечательна в этом плане оценка, данная "периоду съездов" Л.Штернбергом: "Психика инородца радикально изменилась.
Он осознал
свое право, он уверовал в себя, у него явились идеалы, он обрел верную, преданную интеллигенцию, он ступил, наконец, на путь самостоятельности"1 2.
1 Козьмин Н.Н.
1905 год и буряты.
С.6.
2 Штернберг Л.Я.Инородцы // Формы национального движения ...
С.573.

[Back]