превентивных мер, в целях воздействия прибегнуть к опечатыванию двухтрех молельных домов.39 Власти воздерживались от административных мер в отношении старообрядцев. Президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) 9 мая 1924 года в принятом постановлении предлагал воздержаться от административных мер в плане дальнейшего закрытия религиозных обществ, предлогал органам ГПУ выяснить вопрос о возможности создания группы, относящейся благожелательно к регистрации обществ верующих, по административной линии не принимать никаких решений и мер по отношению старообрядческого населения без согласования с ГПУ.40 Несмотря на предупреждения государственных органов, со стороны милиции допускались недозволенные действия в отношении старообрядцев. В юле 1924 года президиум Бурят-Монгольского обкома РКП(б) отмечал, что в процессе работы милиция часто допускает нетактичность, в Верхнеудинском уезде не разрешили проведение съезда старообрядцев. Обком партии указывал, что все действия милиции в старообрядческом вопросе должны согласовываться с органами ОГПУ.41 Задача ликвидации церкви облегчалась начавшимся в 1920-е годы расколом в Русской Православной и в других церквях. Движение обновления "Живая церковь", наряду с вопросами о преобразовании в областях догматики, уклада церковной жизни и обрядности, выступало против деятельности руководства во главе с патриархом Тихоном, провозглашая своим принципом лояльное отношение к Советской власти. Идея использовать духовенство в интересах Советской власти прослеживается в позициях главного идеолога антирелигиозной кампании 1920-х годов Л.Д. Троцкого, наркома просвещения A.B. Луначарского, председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского. Государство не вмешивалось в религиозную борьбу буддийского духовенства, но наблюдало за развитием этого процесса. Так, в январе 1924 года бюро Бурят-Монгольского обкома РКП(б) и Совнарком БМАССР направили секретарям айкомов РКП(б), председателям аймисполкомов, аймуполномоченным ГПУ циркуляр, в 39 Выписка из протокола №3 закрытого заседания бюро Бурят-Монгольского обкома РКП(б) о регистрации старообрядческих обществ, 15 января 1924 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. 4.2. НАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 377. Л. 5 // Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). Выписка из протокола №48 закрытого заседания президиума Бурят-Монгольского обкома РКП(б) о старообрядческих обществах, 9 мая 1924 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. 4.2. НАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 377. Л. 24 // Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). Выписка из протокола № 44 закрытого заседания президиума Бурят-Монгольского обкома РКП(б) о старообрядцах, 29 июля 1924 г. Из истории'религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. 4.2. НАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 377. JT. 29 И Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). 143 |
23 февраля 1922 г. принят декрет В ЦИК, который явился главным партийным инструментом широкой кампании тех лет по разгрому религии. Этот декрет переносил центр тяжести с участия церкви в государственных делах на насильственное изъятие властью церковных ценностей, на деле, главным становилось не спасение жизни голодающих,а ускоренная ликвидация церкви. Задача ликвидации церкви облегчалась начавшимся в 20-е годы расколом в Русской Православной и в других церквях. Движение обновления "Живая церковь”, наряду с вопросами о преобразовании в областях догматики, уклада церковной жизни и обрядности, выступало против деятельности руководства во главе с патриархом Тихоном, провозглашая своим принципом лояльное отношение к Советской власти. Идея использовать духовенство в интересах Советской власти прослеживается в позициях главного идеолога антирелигиозной кампании 20-х гг. Л.Д. Троцкого, наркома просвещения А.В. Луначарского, председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского. В секретной инструкции для печати от 24 марта 1922 г. Троцкий писал: "...политическая задача данного момента расколоть попов или вернее углубить и заострить существующий раскол. И в Питере, и в Москве, и в провинции есть много попов, которые согласны на изъятие ценностей, но боятся верхов. Задача агитации поддержать сейчас эти низы против верхов, дать им понять и почувствовать, что государство не позволит верхам терроризировать их, поскольку они стремятся обеспечить исполнение декретов рабоче-крестьянской власти".(4). Изъятие церковных ценностей по стране сопровождалось многочисленными инцидентами на местах. В этот период было отмечено около 1414 столкновений между представителями власти и церковниками "Число жертв, погибших при столкновениях и расстрелянных по суду -8100 чел." (5). 40 |