котором давали указание о невмешательстве в религиозную борьбу буддийского духовенства и организации наблюдения за развитием событий. В документе обращалось внимание на то, что были случаи, когда в связи с проведением нового устава буддийского духовенства, представители обновленческого движения из среды ламства пытались использовать для публичных выступлений представителей власти. Обком РКП(б) предупреждал, что партия и советская власть ни в каком случае не должны вмешиваться в какие бы то ни было духовные дела, всякая поддержка какой бы то ни было из борющихся групп абсолютно недопустима. Но обком партии предупреждал, что это ни в какой мере не освобождает айкомы и аймисполкомы от наблюдения за поведением духовенства, в частности, ламства, за влиянием их на массы населения и учета тех явлений, которые возникают в борьбе этих групп между собой. Определенную работу в этом направлении проводили органы Государственного политического управления. Обком партии обращал внимание на то, что Буротдел ГПУ должен проводить эту работу совместно с секретарями айкомов и предаймисполкомов, предупреждая, доверять здесь можно только коммунистам. Одращает на себя внимание и то, что данную директиву подписали заместитель секретаря Бурбюро РКП(б) и начальник отдела ГПУ БМАССР.42 В секретной инструкции для печати от 24 марта 1922 года Троцкий писал: "...политическая задача данного момента расколоть попов или вернее углубить и заострить существующий раскол. И в Питере, и в Москве, и в провинции есть много попов, которые согласны на изъятие ценностей, но боятся верхов. Задача агитации поддержать сейчас эти низы против верхов, дать им понять и почувствовать, что государство не позволит верхам терроризировать их, поскольку они стремятся обеспечить исполнение декретов рабоче-крестьянской власти".43 Эта линия проводилась в жизнь. Изъятие церковных ценностей по стране сопровождалось многочисленными инцидентами на местах. В этот период было отмечено около 1414 столкновений между представителями власти и церковниками. "Число жертв, погибших при столкновениях и расстрелянных по суду 8100 человек".44 Циркуляр бюро Бтаят-Монгольского обкома РКП(б), Совнаркома БМАССР секретарям айкомов РКП(б), председателям аймисполкомов, аймуполномоченным ГПУ о невмешательстве в религиозную борьбу буддийского духовенства, и наблюдении за ней, 14 января 1924 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. 4.2. НАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 377. Л. 6 /7 Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). Архивы Кремля. Политбюро и церковь 1922-1925 гг. Новосибирск, 1997. С.251. Там же. С.78. 144 |
23 февраля 1922 г. принят декрет В ЦИК, который явился главным партийным инструментом широкой кампании тех лет по разгрому религии. Этот декрет переносил центр тяжести с участия церкви в государственных делах на насильственное изъятие властью церковных ценностей, на деле, главным становилось не спасение жизни голодающих,а ускоренная ликвидация церкви. Задача ликвидации церкви облегчалась начавшимся в 20-е годы расколом в Русской Православной и в других церквях. Движение обновления "Живая церковь”, наряду с вопросами о преобразовании в областях догматики, уклада церковной жизни и обрядности, выступало против деятельности руководства во главе с патриархом Тихоном, провозглашая своим принципом лояльное отношение к Советской власти. Идея использовать духовенство в интересах Советской власти прослеживается в позициях главного идеолога антирелигиозной кампании 20-х гг. Л.Д. Троцкого, наркома просвещения А.В. Луначарского, председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского. В секретной инструкции для печати от 24 марта 1922 г. Троцкий писал: "...политическая задача данного момента расколоть попов или вернее углубить и заострить существующий раскол. И в Питере, и в Москве, и в провинции есть много попов, которые согласны на изъятие ценностей, но боятся верхов. Задача агитации поддержать сейчас эти низы против верхов, дать им понять и почувствовать, что государство не позволит верхам терроризировать их, поскольку они стремятся обеспечить исполнение декретов рабоче-крестьянской власти".(4). Изъятие церковных ценностей по стране сопровождалось многочисленными инцидентами на местах. В этот период было отмечено около 1414 столкновений между представителями власти и церковниками "Число жертв, погибших при столкновениях и расстрелянных по суду -8100 чел." (5). 40 |