Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 145]

Собранные церковные ценности пошли в первую очередь на саму кампанию по расколу и разгрому церкви.45 В.И.
Ленин, в письме В.М.
Молотову от 19
марта 1922 года, в ответ на сопротивление духовенства высказывался жестко и категорично: "...изъятие ценностей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок.
Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше.
Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и
к 46 думать .
Осенью 1922 года, когда центр тяжести церковной политики партии все более
перемещался с изъятия ценностей, прямого вооруженного насилия в сторону дирижирования сложными процессами раскола, ЦК партии постепенно приходил к выводу, что полезную для РКП(б) деятельность Лубянки в этой сфере следует более жестоко подчинить прямому партконтролю.
Так возникла идея создать при ЦК
партии единую комиссию по всем церковным и антирелигиозным делам, которая должна была заменить или вобрать в себе несколько небольших комиссий, создавшихся ранее без единого плана при центральных партийных и советских органах.
Новая антирелигиозная комиссия, созданная постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) от 13
октября 1922 года и утвержденная постановлением Политбюро ЦК РКП(б) от 19 октября 1922 года именовалась в соответствии с протоколом №1 Комиссией по проведению отделения церкви от государства (КОМОТЦЕРГОР), Сращенное название Антирелигиозная комиссия.
Политбюро утвердило состав комиссии.
Наиболее значительным в составе комиссии было представительство
Государственного политического управления В.Р.
Менжинский, Т.Д.
Дерибас.
Е.А.
Тучков.
В составе комиссии Главный агитпроповский специалист-антирелигиозник И.И.
Скворцов-Степанов,
Народный комиссариат юстиции П.А.
Часиков, ВЦИК П.Г.
Смидович.
Постановлением Политбюро от 25 октября 1923 года (протокол №45) в состав комиссии вводился и одновременно назначался ее председателем Е.М.
Ярославский.47 С весны 1923 года начался тактический поворот в методах антирелигиозной борьбы.
XII съезд РКП(б) (1923 г.) принял резолюцию "О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды", в
которой партия 45Там же.
С.82.
Ленин В.И.
Письмо В.М.
Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г.

II Известия ЦК КПСС.
1990№ 4.
С.
193.
Архивы Кремля.
Политбюро и церковь 1922-1925 гг.
Новосибирск, 1997.

С.84.
145
[стр. 41]

Собранные церковные ценности пошли в первую очередь на саму кампанию по расколу и разгрому церкви.
(6).
В.И.Ленин, в письме В.М.Молотову от 19/Ш-1922г.

в ответ на сопротивление духовенства, высказывался жестко и категорично:
”...
изъятие ценностей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем, не останавливаясь и в самый кратчайший срок.
Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше.
Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет, ни о каком сопротивлении они не смели и
думать”.
(7).
Осенью 1922 г., когда центр тяжести церковной политики партии все более
перемещается с изъятия ценностей, прямого вооруженного насилия в сторону дирижирования сложными процессами раскола, ЦК партии постепенно приходит к выводу, что полезную для РКП(б) деятельность Лубянки в этой сфере следует более жестоко подчинить прямому партконтролю.
Так возникла идея создать при ЦК
единую комиссию по всем церковным и антирелигиозным делам, которая должна была заменить или вобрать в себе несколько небольших комиссий, создавшихся ранее без единого плана при центральных партийных и советских органах.
Новая антирелигиозная комиссия, созданная постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) от 13
/Х-1922г.
и утвержденная постановлением Политбюро ЦК РКП(б) от 19/Х-1922
именовалась в соответствии со своим протоколом N1 Комиссией по проведению отделения церкви от государства (КОМОТЦЕРГОР), сокращенное название Антирелигиозная комиссия.
Политбюро утвердило состав комиссии.
Наиболее значительным в составе комиссии было представительство
ГПУ В.Р.Менжинский, Т.Д.Дерибас, Е.А.Тучков.
Главный агитпроповский специалист-антирелигиозник И.И.Скворцов-Степанов,
НКЮ Г1.А.
Красиков, ВЦИК П.Г.
Смидович.
41

[стр.,42]

В постановлении Политбюро от 25.10.1923г.
(протокол N 45) говорилось о введении в состав комиссии и назначении ее председателем Е.М.Ярославского.
(8).
С весны 1923 г.
начался относительный тактический поворот в методах антирелигиозной борьбы.
XII съезд РКП(б) 1923 г.
принял резолюцию "О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды”, в
ней намечен призыв к развертыванию ’'углубленной систематической пропаганды и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии”.
Предусматривались меры по расширению лекционной и издательской деятельности, по подготовке "агитаторов и пропагандистов в сфере борьбы с религией", по привлечению к этой работе школьных учителей.
Особо подчеркивалось, что в антирелигиозной работе "необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма”.
Осуждались ’’нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательства над предметами веры и культа".
(9).
Таким образом, XII съезд признал необходимым несколько сдержать чрезмерное усердие в деле антирелигиозной пропаганды отдельных парторганизаций.
Антирелигиозная комиссия на своем заседании от 15 мая 1923г., также, осудила массовое закрытие церквей под административным нажимом, "перегибы на местах".
(10) Осуждение актов и действий, в которых заключались элементы притеснений и гонений против религии, содержалось и в речи Зиновьева на расширенном пленуме Коминтерна, состоявшемся в июне 1923г.
Этот тактический маневр не изменил судьбы церкви и религии СССР, но позволил укрепить юридические основания для существования религиозных организаций в стране, выработка юридической основы началась еще в 1922г.
и заключалась в обязательной регистрации любых обществ, союзов и объединений ( включая и религиозные) в НКВД и его местных организациях с обязательным представлением полных 42

[стр.,65]

Примечание: 1.
Петров С.Г.
Секретная программа ликвидации русской церкви: письма, записки и почтотелеграммы Л.Д.Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) 1921-22 гг.
// Сибирская провинция и центр: культурное взаимодействие в XX в.Новосибирск, 1997.С.
63.
2.
Архивы Кремля.Политбюро и церковь 1922-1925гг.Новосибирск, 1997.С.9.

3.
Там же.-С.
10.
4.
Там же.-С.251.
5.
Архивы Кремля...Указ.соч.С.78.
6.
Там же.С.82.
7.
Ленин В.И.
Письмо В.М.Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 г.//
Известия ЦК КПСС.-1990N 4.С.193.
8.
Архивы Кремля...Указ соч.С.84.
9.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 19171924 гг., 8-е изд., т.2.
-М.,1970.С.469-472.
10.
Архивы Кремля...Указ соч.С.355.
11.
Там же.С.
107.
12.
НАРБ, ф.
1, оп.1, д.1794, л.13.
13.
Там же, л.202.
14.
Там же, л.203.
15.
НАРБ, ф.1, оп.1, д.377, лл.71-74.
16.
Там же.
17.
Там же 18.
ИАРБ, ф.248.
оп.1, д.
189, л.36.
19.
НАРБ, ф.248, оп.1, д.36, л.23.
20.
НАРБ, ф.248, оп.1, д.146, л.21.
21 .НАРБ, ф.248, оп.1, д.189, л.36 22.
Там же, л.35 23.
Там же.
65

[Back]