Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 147]

верующих из общего числа населения 527646 человек.
Данные распределения по религиозным конфессиям представлены в таблице №1.51 Таблица 1.
Религиозные конфессии Бурятии Вероисповедания Религиозные объединения Здания культа Верующие Служители культа Православное 311 154 83234 137 Буддийское 46 46 77830 7419 Старообрядческое 81 81 22700 81 Иудейское 7 7 460 7 Магометанское 6 5 389 6 Еванг.-христ.
5 5 91 5 Римско-католичес.
1 1 80 1 Местонахождение дацанов по республике было неравномерным.
На восточную часть Бурятии приходилось 38 дацанов, а на западную 6, т.е.
основная масса дацанов была сосредоточена в восточных аймаках, где концентрировались главные материальные и культурные ресурсы буддизма.
Дацаны в Восточной Бурятии нередко посещали несколько сот лам и хувараков, тогда как западные дацаны имели не более 10 служителей.
Рост численности дацанов приходится на период
1917-1921 годов.
Это время общественного и национального подъема населения в улусах после Февральской революции, укрепления и развития дацанов, особенно, в Западной части Бурятии.
После 1921 года в результате политики советского государства
численность дацанов постоянно снижалась.
Данные представлены в таблице № 2.52 23 января 1918 года СНК РСФСР принял декрет "Об отделении церкви от государства".
В 1922 году на
основе кампании по изъятию церковных ценностей была выработана партийная линия по отношению к религии и церкви.
16 февраля 1922 года
был принят декрет ВЦИК, целью которого была ускоренная ликвидация церкви как таковой.
Документ стал главным партийным инструментом по разгрому религии.

Таблица составлена по материалам АУФСБ РФ по РБ.
Ф.З.

Оп.1.
Д.б.
Л.17.
Таблица составлена по материалам АУФСБ РФ по РБ.
Ф.З.

Оп.1.
Д.б.
Л.
194.
147
[стр. 43]

сведений о каждом из членов общины, устава общества и целого ряда других документов на основании следующих циркуляров: Декрета ВЦИК от 12.07.1922г., Постановления ВЦИК от 12.7.1922г., Постановления ВЦИК и СНК от 13.08.1922г., Инструкции ВЦИК от10.08.1922г.
В 1923-24 гг.
продолжалось создание юридической базы существования религиозных объединений, это свидетельствовало о некоторой стабилизации, частичном отходе от курса на скорейший разгром церкви.
В инструкциях данного периода было даже некоторое смягчение 1922г.
(и).
На территории Бурятии были представлены все основные религиозные конфессии.
К началу 20-х годов в Бурятии действовало 357 религиозных объединений, насчитывалось 299 зданий культа и 184784 верующих из общего числа населения 527646 человек.
По религиозным конфессиям данные распределились следующим образом: Таблица 1.
Религиозные конфессии Бурятии _^=^==== Вероисповедания Религиозные объединения Здания культа Верующие Служители культа Православное 311 154 83234 137 Буддийское 46 46 77830 7419 Старообрядческое 81 81 22700 81 Иудейское 7 7 460 7 Магометанское 6 5 389 6 Еванг.-христ.
5 5 91 5 Римско-катол.
1 1 80 1
43

[стр.,44]

(Таблица составлена по материалам АУФСБ РФ по РБ Ф.З, on.
1, д.6, л.
17.) Местонахождение дацанов по республике было неравномерным.
На восточную часть Бурятии приходилось 38 дацанов, а на западную 6, т.е.
основная масса дацанов была сосредоточена в восточных аймаках, где концентрировались главные материальные и культурные ресурсы буддизма.
Дацаны в Восточной Бурятии нередко посещали несколько сот лам и хувараков, тогда как западные дацаны имели не более 10 служителей.
Рост численности дацанов приходится на период
1917-21 гг.
Это время общественного и национального подъема населения в улусах после Февральской революции, укрепления и развития дацанов, особенно, в Западной части Бурятии.
После 1921 г., в результате политики советского государства,
количество дацанов постоянно снижается: Таблица 2.
Количество дацанов ; Г оды Дацаны 1741 1795 3 1811 1831 7 1831 1917 39 1917 1921 44 1921 1933 34 1933 1935 28 1935 1937 9 (Таблица составлена по материалам АУФСБ РФ по РБ Ф.З, оп.1, д.6, л.
194) 44

[стр.,45]

23 января 1918 г.
СНК РСФСР принимает декрет "Об отделении церкви от государства".
В 1922 г.
на
базе кампании по изъятию церковных ценностей была выработана партийная линия по отношению к религии и церкви.
16 февраля 1922 г.

принимается декрет ВЦИК, целью которого была ускоренная ликвидация церкви как таковой.
Документ стал главным партийным инструментом по разгрому религии.

В ответ на антирелигиозную деятельность советского государства ламство предпринимает попытку спасти существующее положение буддийской религии, сохранить церковное имущество и влияние на население.
Это противостояние: советское государство и ламство, начинается еще с 1917 г.
когда ламство расценивалось как "наиболее организованная и активная контрреволюционная сила, имеющая еще значительное влияние среди бурятского населения ".
(13) В первый период после революции 1917 г., служители кул ьта стремились сохранить за собой ведущую роль, принимали участие в общественнополитической жизни, присутствуя и работая на различных бурятских съездах.
Но этот мирный период сотрудничества с советским государством оказался недолгим и ламство встает на путь борьбы с Советской властью, особенно активизируется антисоветская деятельность в годы гражданской войны.
В докладных записках и справках архива УФСБ РФ по РБ содержатся данные о том, что ламство оказывало широкую поддержку атаману Семенову путем мобилизации бурят в ряды белых и создавая национальные формирования, с одновременной организацией госпиталей тибетской медицины.
В дальнейшем, под влиянием Японии, духовенство совместно с национальной интеллигенцией выступало за создание под протекторатом Японии пан-монгольского государства, в 1919г.
состоялся Даурский съезд, избравший правительство во главе с гыпши Нейси (лама-перерожденец из Внутренней Монголии).
Избранное правительство просуществовало около 5-6 месяцев и в силу сложных обстоятельств самораспустилось.
45

[Back]