церкви и религии: постановление ЦИК и СНК БМАССР от 17 декабря 1925 года № 221 и инструкция по его применению; изменение к постановлению № 221 от 7 апреля 1926 года № 290 "Об отделении ламаистской церкви от государства и школы от церкви"; постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров БурятМонгольской АССР от 21 апреля 1926 года № 310 "О призыве лам и хувараков на военную службу"; Временная инструкция о порядке взимания государственного подоходного налога со служителей религиозного культа (лам в пределах Бурреспублики от 9 октября 1926 года; постановление ЦИК и СНК БМАССР от 27 сентября 1926 года № 410, отменяющее постановление № 310; постановления Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров БурятМонгольской АССР от 11 февраля 1927 года № 501 "О правах лам на землепользование" и №502 "О порядке и условиях пользования земельными наделами буддийским духовенством и монастырскими землями". ЦИК БМАССР в июле 1925 года информировало организационное управление ВЦИК о численности церквей и верующих в г. Верхнеудинске. Всего функционировало церквей 4 и 2 церкви не функционировали.63 Законодательные акты предусматривали возможность решения религиозных вопросов. В них был сформулирован основополагающий принцип советского законодательства о религиозных культах: деятельность религиозных организаций не должна выходить за рамки удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан. Сведения о религиозных обществах и верующих В Верхнеудинском уезде на 27 апреля 1926 года было 137 церквей различных вероисповеданий.64 В декабре 1925 года было принято постановление ЦИК и Совнаркома БМАССР о проведении в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика образовалась из административных единиц, большей своей частью входивших прежде в состав Дальнего Востока, советизация которого в силу сложившейся в то время политической обстановки на Дальнем Востоке была проведена со значительным запозданием. В связи с Письмо ЦИК БМАССР в организационное управление ВЦИК о численности церквей и верующих в г. Верхнеудинске, 26 июля 1925 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. 4.2. НАРБ. Ф. Р-248. Оп. 1. Д. 126. Л. 117 // Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). Сведения о религиозных обществах и верующих Верхнеудинского уезда, 27 апреля 1926 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. Ч.З. НАРБ. Ф. Р-248. Оп. 3. Д. 26. Л. 49-56 // Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). 156 |
После образования в 1923 г. Бурят-Монгольской АССР, правовое положение буддийского духовенства и буддийской церкви должно было определяться общим советским законодательством. Декрет ЦИК и СНК об отделении церкви от государства в Бурятии, который был принят 17 декабря 1925г. за N 221, объявлял достоянием народа все храмы и богослужебное имущество буддийско-ламаистского культа. Однако, сознание народных масс в решающей степени осталось религиозным. Советское государство видело в лице религии главного идеологического конкурента, поэтому Советской власти нужно было не только юридически лишить церковь политических и экономических прав, но и разрушить церковь, ослабить церковные организации, лишить их поддержки со стороны миллионных масс города и деревни, среди которых влияние религии было очень сильным. Вся советская работа в области религии проводится под контролем центральных органов партии. В этот период аймачные органы власти стали проводить национализацию дацанских земель, муниципализацию дацанских зданий, реквизицию дацанского имущества, налогообложение лам. В 1925-27гг. эти действия получили юридическое оформление, что вы разилось через постановления СНК и БурЦИКа, касающиеся религии и церковных организаций в Бурят-Монгольской АССР: 1) постановление ЦИК и СНК БМАССР от 17 декабря 1925г. за N 221 и инструкция по его применению; 2) изменение к постановлению N 221 от 7 апреля 1926г. за N 290 ”06 отделении ламаистской церкви от государства и школы от церкви"; 3) постановление ЦИК и СНК БМАССР от 21 апреля 1926 г. за N 310 "О призыве лам и хувараков на военную службу". Временная инструкция о порядке взимания государственного подоходного налога со служителей религиозного культа (лам в пределах Бурреспублики. (9 октября 1926г.); 47 4) постановление ЦИК и СНК БМАССР от 27 сентября 1926г. за N 410, отменяющее постановление N 310; 5) постановления ЦИК и СНК БМАССР от 11 февраля 1927г. за NN 501,502 " О правах лам на землепользование”, ”0 порядке и условиях пользования земельными наделами буддийским духовенством и монастырскими землями”. Законодательные акты предусматривали возможность решения религиозных вопросов. В них был сформулирован основополагающий принцип советского законодательства о религиозных культах: деятельность религиозных организаций не должна выходить за рамки удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан. НЮО РСФСР рекомендовал правительству БМАССР добиться четкой позиции и, прежде всего в определении имущественного права ламаистской церкви. осуществлять планомерную секуляризацию имущества и, вместе с тем, путем наделения лам землей в трудовое пользование создать условия для включения основной массы рядового духовенства в общую трудовую жизнь населения республики. НКЮ РСФСР считал, что на бывших дацанских землях можно создать образцовые земледельческо-скотоводческие хозяйства. Это мнение находило понимание со стороны дамского духовенства. (15) Создание дамских "коммун” диктовалось с одной стороны, стремлением духовенства выключить из национализации определенную часть дацанского имущества, а с другой этической программой обновленчества попыткой оздоровления монастырского быта. Так, в Агинском, Кижингинском, Койморском дацанах возникли земледельческие дамские коммуны. По установленному порядку о регистрации обществ ламы представляли на утверждение "Устав трудовой общины буддийских монахов". Община имела целью устроить свою жизнь по правилам Винаи и "Устава", обеспечивать себя всем необходимым, чтобы не быть в тягость для верующего населения. Члены 48 |