Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 159]

По установленному порядку о регистрации общества ламы представляли на утверждение "Устав трудовой общины буддийских монахов".
Община имела целью устроить свою жизнь по правилам Винаи и Устава, обеспечивать себя всем необходимым, чтобы не быть в тягость для верующего населения.
Члены
общины должны были обобществлять все личное имущество и сообща вести земледельческое хозяйство, а также передавать все пожертвования и доходы от исполнения религиозных служб в общую кассу прихода.
Такая община имела право приобретать
необходимые сельскохозяйственные орудия, организовывать подсобные предприятия для переработки продукции, устраивать сбыт продукции, привлекать рабочую силу в летнее время.
Членами общины могли быть монахи-буддисты, достигшие 18-летнего возраста.
Управление делами
Для организации товарного предпринимательского хозяйства ламы ходатайствовали о предоставлении им права на земельные наделы, права В дальнейшем, Народный комиссариат юстиции РСФСР постановил отказаться от практики земледельческих коммун и производственных товариществ в религиозных обществах.
Таким образом, в
Бурят-Монгольской АССР была попытка создания трудовых ламских коммун, но к началу 1930-х годов эта политика была свергнута.
Мотивировалось это тем, что ламы
эксплуатировали местное население, сдавали в аренду землю и инвентарь.
В начале 1924 года началась
подготовка проектов постановлений о землепользовании дацанов и землепользовании лам, проживающих в дацанах.
Разработка этих
документов была связана с решением комплекса вопросов о гражданских правах ламства и общего правового положения Буддийской церкви Бурятии.
Согласно декрету об отделении церкви от государства 17 декабря 1925 года буддийская церковь юридически была отнесена к категории частного общества, имеющего своей целью удовлетворение религиозных потребностей своих членов.

Религиозное общество не было обществом монахов.
Оно являлось объединением верующих мирян, которое пользовалось культовым имуществом
и по своему усмотрению нанимало или увольняло служителя культа для обслуживания религиозных потребностей членов общества.
Вся собственность дацанов
переходила к государству, которое по соглашению с религиозным обществом передало ему в безвозмездное пользование храмы и предметы культа для отправления религиозного ритуала.
Прежде всего религиозная община верующих должна была
общины осуществляло общее собрание и совет общины.
найма рабочей силы и права юридического лица.69
“ НАРБ.
Ф.1.
Оп.1.
Д.377.
Л.71-74.
69 НАРБ.
Ф.1.
Оп.1.
Д.377.
Л.71-74.
159
[стр. 48]

4) постановление ЦИК и СНК БМАССР от 27 сентября 1926г.
за N 410, отменяющее постановление N 310; 5) постановления ЦИК и СНК БМАССР от 11 февраля 1927г.
за NN 501,502 " О правах лам на землепользование”, ”0 порядке и условиях пользования земельными наделами буддийским духовенством и монастырскими землями”.
Законодательные акты предусматривали возможность решения религиозных вопросов.
В них был сформулирован основополагающий принцип советского законодательства о религиозных культах: деятельность религиозных организаций не должна выходить за рамки удовлетворения религиозных потребностей верующих граждан.
НЮО РСФСР рекомендовал правительству БМАССР добиться четкой позиции и, прежде всего в определении имущественного права ламаистской церкви.
осуществлять планомерную секуляризацию имущества и, вместе с тем, путем наделения лам землей в трудовое пользование создать условия для включения основной массы рядового духовенства в общую трудовую жизнь населения республики.
НКЮ РСФСР считал, что на бывших дацанских землях можно создать образцовые земледельческо-скотоводческие хозяйства.
Это мнение находило понимание со стороны дамского духовенства.
(15) Создание дамских "коммун” диктовалось с одной стороны, стремлением духовенства выключить из национализации определенную часть дацанского имущества, а с другой этической программой обновленчества попыткой оздоровления монастырского быта.
Так, в Агинском, Кижингинском, Койморском дацанах возникли земледельческие дамские коммуны.
По установленному порядку о регистрации обществ ламы представляли на утверждение "Устав трудовой общины буддийских монахов".
Община имела целью устроить свою жизнь по правилам Винаи и "Устава", обеспечивать себя всем необходимым, чтобы не быть в тягость для верующего населения.
Члены
48

[стр.,49]

общины обобществляют все личное имущество и сообща ведут земледельческое хозяйство, а также передают все пожертвования и доходы от исполнения религиозных служб в общую кассу прихода.
Такая община имела право приобретать
необходимое сельскохозяйственное орудие, организовывать подсобные предприятия для переработки продукции, устраивать сбыт продукции, привлекать рабочую силу в летнее время.
Членами общины могли быть монахибуддисты, достигшие 18-летнего возраста.
Управление делами
общины осуществляли общее собрание и совет общины.
(16) Для организации такого товарного предпринимательского хозяйства ламы ходатайствовали о предоставлении им права на земельные наделы, права найма рабочей силы и права юридического лица.
(17) В дальнейшем, НКЮ РСФСР постановил отказаться от практики земледельческих коммун и производственных товариществ в религиозных обществах.
Таким образом, в
республике была попытка создания трудовых ламских коммун, но к началу 30-х гг.
эта политика была свергнута, мотивировалось это тем, что ламы
эксплуатируют местное население, сдают в аренду землю и инвентарь.
В начале 1924 г.
началась
разработка проекта постановлений о землепользовании дацанов и землепользовании лам, проживающих в дацанах.
Разработка этих
постановлений была связана с решением целого комплекса вопросов о гражданских правах ламства и общего правого положения Буддийской церкви Бурятии.
Согласно декрету об отделении церкви от государства 17 декабря 1925 г.
буддийская церковь юридически была отнесена к категории частного общества, имеющего своей целью удовлетворение религиозных потребностей своих членов.

Это религиозное общество не было обществом монахов.
Оно являлось объединением верующих мирян, которое пользовалось культовым имуществом
49

[стр.,50]

и по своему усмотрению нанимало или увольняло служителя культа для обслуживания религиозных потребностей членов общества.
Вся собственность дацанов
переходит к государству, а государство по соглашению с религиозным обществом передает ему в безвозмездное пользование храмы и предметы культа для отправления религиозного ритуала.
Прежде всего, религиозная община верующих должна была
оформиться организационно: предоставить в НКВД свой устав, протокол учредительского собрания общины, зарегистрироваться, предоставить договор о приеме культового имущества.
По этому договору верующие обязаны хранить и беречь народное достояние и пользоваться им исключительно для удовлетворения религиозных потребностей, а также не допускать в богослужебном помещении политических собраний, проповедей и речей антисоветского характера^ 18).
Постановлением от 17 декабря 1925 г.
были отменены "Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири" и "Устав о внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах", зарегистрированнные НКВД в 1923г., но в постановлении делалась оговорка "верующие могут, если желают, жить и действовать согласно "Положению" и "Уставу", оба они не имеют официального значения, но в частном порядке применяться могут".(19) Образование и регистрация религиозных обществ по Бурятии, вызвала приток населения в указанные общества, их активизацию.
Такое положение властями рассматривается как уступка религии.
В 1925г.
М.Н.
Ербанов, выступая на заседании Буробкома РКП (б), отмечал ошибочность данной политики: "Создалась спайка между духовенством и мирянами.
Единый фронт, единство действий.
Политически для нас это недопустимо: фактом регистрации в 1923 г.
"Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири" и "Устава о внутренней жизни монашествующих" Бурисполком нарушил директиву партии и советской власти о невмешательстве в дела религии со стороны государственной власти.
50

[Back]