просвещения против всех других религиозных течений, встать на путь издания противоламской и шаманской литературы, плакатов, вступить на путь организации кружков безбожников и т.д.71 По этому договору верующие обязаны были хранить и беречь народное достояние и пользоваться им исключительно для удовлетворения религиозных потребностей, а также не допускать в богослужебном помещении политических собраний, проповедей и речей антисоветского характера.72 Постановлением от 17 декабря 1925 года были отменены "Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири" и "Устав о внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах", зарегистрированные Народным комиссариатом внутренних дел в 1923 году, но в постановлении делалась оговорка "верующие могут, если желают, жить и действовать согласно "Положению" и "Уставу", оба они не имеют официального значения, но в частном порядке применяться могут".73 Образование и регистрация религиозных обществ по Бурятии, вызвала приток в них населения, активизацию обществ. Такое положение властями рассматривалось как уступка религии. В 1925 году М.Н. Ербанов на заседании Бурятского обкома РКП(б) отмечал ошибочность такой политики: «Создалась спайка между духовенством и мирянами. Единый фронт, единство действий. Политически для нас это недопустимо: фактом регистрации в 1923 года "Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири" и "Устава о внутренней жизни монашествующих" Бурисполком нарушил директиву партии и советской власти о невмешательстве в дела религии со стороны государственной власти. Заменив "Положение" и "Устав" законом "Устав группы или общины верующих" Бурреспублика совершила вторую ошибку, разрешив ламам организоваться как бы в самостоятельную религиозную общину. Нужно встать на путь запрета религиозных групп и общин".74 В постановлении Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР №> 221 1925 года решались в основном вопросы о правовой форме существования ламаистской церкви, национализации дацанского имущества и о возрастном цензе приема детей в хувараки. Постановление запрещало Из резолюции по докладу М.Н. Ербанова о культурно-национальном строительстве БМАСС на 1 культурно-национальном совещании республики, 27 сентября 1926 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. Ч.З. НАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 864. Л. 76-77 // Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д. 189. Л.36. 1] НАРБ. Ф.248. Оп.1.,Д.36. Л,23 74 НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д. 146. Л.21. 161 |
и по своему усмотрению нанимало или увольняло служителя культа для обслуживания религиозных потребностей членов общества. Вся собственность дацанов переходит к государству, а государство по соглашению с религиозным обществом передает ему в безвозмездное пользование храмы и предметы культа для отправления религиозного ритуала. Прежде всего, религиозная община верующих должна была оформиться организационно: предоставить в НКВД свой устав, протокол учредительского собрания общины, зарегистрироваться, предоставить договор о приеме культового имущества. По этому договору верующие обязаны хранить и беречь народное достояние и пользоваться им исключительно для удовлетворения религиозных потребностей, а также не допускать в богослужебном помещении политических собраний, проповедей и речей антисоветского характера^ 18). Постановлением от 17 декабря 1925 г. были отменены "Положение об управлении духовными делами буддистов в Сибири" и "Устав о внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах", зарегистрированнные НКВД в 1923г., но в постановлении делалась оговорка "верующие могут, если желают, жить и действовать согласно "Положению" и "Уставу", оба они не имеют официального значения, но в частном порядке применяться могут".(19) Образование и регистрация религиозных обществ по Бурятии, вызвала приток населения в указанные общества, их активизацию. Такое положение властями рассматривается как уступка религии. В 1925г. М.Н. Ербанов, выступая на заседании Буробкома РКП (б), отмечал ошибочность данной политики: "Создалась спайка между духовенством и мирянами. Единый фронт, единство действий. Политически для нас это недопустимо: фактом регистрации в 1923 г. "Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири" и "Устава о внутренней жизни монашествующих" Бурисполком нарушил директиву партии и советской власти о невмешательстве в дела религии со стороны государственной власти. 50 Заменив "Положение" и "Устав” законом "Устав группы или общины верующих" Бурреспублика совершила вторую ошибку, разрешив ламам организоваться как бы в самостоятельную религиозную общину: Нужно встать на путь запрета религиозных групп и общин".(20) В постановлении ЦИК и СНК БМАССР N 221 1925г. решались, в основном, вопросы о правовой форме существования ламаистской церкви, национализации дацанов дацанского имущества и о возрастном цензе приема детей в хувараки. Постановление запрещало посвящение в духовное звание, обучение религии, прием в ламаистскую общину лиц, не достигших 18-летнего возраста. Несовершеннолетним, принятым до этого постановления, предоставлялось право возврата в мирское состояние. (21) Такая постановка вопроса вызвала большой резонанс в среде священнослужителей и верующих мирян. Этот вопрос обсуждался на II Духовном Соборе буддийского духовенства Бурятии в 1925г. и по решению Собора Агван Доржиев обратился с ходатайством в декабре 1925г. о снижении возрастного ценза для лиц, обучающихся религии к Председателю ЦИКа и СНК БМАССР М.Н. Ербанову: " В постановлении N221 Бур. ЦИКа от 17-го декабря с.г. имеется "6" пункт, по которому граждане, не достигшие 18-летнего возраста, со дня опубликования постановления, не могут быть посвящены в духовное звание...Указанный пункт в корне противоречит религиозной традиции и совести всех верующих... по этому вопросу почтительнейше ходатайствую перед Вами об изменении "6" пункта, хотя бы в смысле недопущения приема в коллектив буддийского духовенства лиц, не достигших 12-летнего возраста". (22) Но вопрос не был решен положительно. Нерешенными оставались также вопросы: о землепользовании лам и дацанов, о праве собственности и праве юридического лица религиозного общества ламаистов, избирательных правах лам и отношение их к военной службе, о налоговом обложении лам. 51 |