посвящение в духовное звание, обучение религии, прием в ламаистскую общину лиц, не достигших 18-летнего возраста. Несовершеннолетним, принятым до этого постановления, предоставлялось право возврата в мирское состояние.75 Такая постановка вопроса вызвала большой резонанс в среде священнослужителей и верующих мирян. Этот вопрос обсуждался на II Духовном Соборе буддийского духовенства Бурятии в 1925 году и по его решению Агван Доржиев обратился с ходатайством в декабре 1925 года о снижении возрастного ценза для лиц, обучающихся религии, к Председателю Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР М.Н. Ербанову. Он писал: «В постановлении №221 Бур. ЦИКа от 17-го декабря с.г. имеется "6" пункт, по которому граждане, не достигшие 18-летнего возраста, со дня опубликования постановления, не могут быть посвящены в духовное звание... Указанный пункт в корне противоречит религиозной традиции и совести всех верующих... по этому вопросу почтительнейше ходатайствую перед Вами об изменении "6" пункта, хотя бы в смысле недопущения приема в коллектив буддийского духовенства лиц, не достигших 12-•у у* летнего возраста». Это обращение не было поддержано. Нерешенными оставались также вопросы: о землепользовании лам и дацанов, праве собственности и праве юридического лица религиозного общества ламаистов, избирательных правах лам и отношении их к военной службе, налоговом обложении лам. Центральная антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) в феврале 1926 года рекомендовала правительству правительство Бурят-Монгольской АССР не допускать образования и существования при религиозных организациях, обществах и дацанах кооперативов и других общественных объединений, ограничить функции религиозных обществ богослужебными делами. Комиссия рекомендовала в дальнейшем использовать ряд постепенных мер, направленных на ликвидацию права собственности и права юридического лица за религиозными обществами и организациями, а также проводить линию отстранения лам от воспитания и образования молодежи. В 1925-1926 годах решался вопрос об избирательных правах и призыве лам на военную службу. В 1925 году Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров БурятМонгольской АССР приняли постановление за № 70 "О привлечении бурят-монгол к военной службе" в связи с чем возникла необходимость решить вопрос о ламах. ” НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д.189. Л.36. 76 НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д.189. Л.35. 162 |
Заменив "Положение" и "Устав” законом "Устав группы или общины верующих" Бурреспублика совершила вторую ошибку, разрешив ламам организоваться как бы в самостоятельную религиозную общину: Нужно встать на путь запрета религиозных групп и общин".(20) В постановлении ЦИК и СНК БМАССР N 221 1925г. решались, в основном, вопросы о правовой форме существования ламаистской церкви, национализации дацанов дацанского имущества и о возрастном цензе приема детей в хувараки. Постановление запрещало посвящение в духовное звание, обучение религии, прием в ламаистскую общину лиц, не достигших 18-летнего возраста. Несовершеннолетним, принятым до этого постановления, предоставлялось право возврата в мирское состояние. (21) Такая постановка вопроса вызвала большой резонанс в среде священнослужителей и верующих мирян. Этот вопрос обсуждался на II Духовном Соборе буддийского духовенства Бурятии в 1925г. и по решению Собора Агван Доржиев обратился с ходатайством в декабре 1925г. о снижении возрастного ценза для лиц, обучающихся религии к Председателю ЦИКа и СНК БМАССР М.Н. Ербанову: " В постановлении N221 Бур. ЦИКа от 17-го декабря с.г. имеется "6" пункт, по которому граждане, не достигшие 18-летнего возраста, со дня опубликования постановления, не могут быть посвящены в духовное звание...Указанный пункт в корне противоречит религиозной традиции и совести всех верующих... по этому вопросу почтительнейше ходатайствую перед Вами об изменении "6" пункта, хотя бы в смысле недопущения приема в коллектив буддийского духовенства лиц, не достигших 12-летнего возраста". (22) Но вопрос не был решен положительно. Нерешенными оставались также вопросы: о землепользовании лам и дацанов, о праве собственности и праве юридического лица религиозного общества ламаистов, избирательных правах лам и отношение их к военной службе, о налоговом обложении лам. 51 Центральная антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) в феврале 1926г. рекомендовала правительству БМАССР не допускать образования и существования при религиозных организациях, обществах и дацанах кооперативов и других общественных объединений и ограничить функции религиозных обществ богослужебными делами. Комиссия рекомендовала, в дальнейшем, использовать ряд постепенных мер, направленных на ликвидацию нрава собственности и права юридического лица за религиозными обществами и организациями, а также проводить линию отстранения лам от воспитания и образования молодежи. В 1925-26 гг. решается вопрос об избирательных правах и призыве лам на военную службу. В 1925г. ЦИК и СНК Бурятии приняли постановление за N 70 "О привлечении бурят-монгол к военной службе" в связи с чем возникла необходимость решить вопрос о ламах. В 1925г. хувараки призываются на военную службу, что вызвало недовольство духовенства. Второй собор буддистов, ссылаясь на отсутствие специального законодательного акта, принял в 1925г. решение о подаче специального ходатайства, в котором речь шла "об освобождении лиц буддийского духовенства Бурреспублики, от отбывания воинской повинности с заменой ее особым денежным налогом, на дело социального обеспечения сирот и на дело народного образования и здравоохранения". (23) Партийные и советские органы считали иначе, в докладной записке члену Президиума ВЦИК П.Г.Смидовичу от 1 февраля 1926г. М.Н.Ербанов от лица правительства Бурреспублики пишет о необходимости распространения обязательной военной службы на хувараков и лам "независимо от других соображений мы этим путем можем предотвратить массовое дезертирство граждан допризывного возраста в дацаны и посвящения их в ламы, чтобы этим путем избежать прохождения военной службы".(24) 21 апреля 1926г. ЦИК и СНК БМАССР приняли постановление за N 310 о привлечении хувараков к воинской службе на общих основаниях. Лица ламаи52 |