Антирелигиозная комиссия при Верхнеудинском уездном комитете ВКП(б) высказалась за ликвидацию Заудинской церкви, которая пустовала. Церковь находилась в ведении обновленческой живоцерковной груипыБыло решено церковь утилизировать как не оправдывающее ремонт помещение. В постановлении говорилось: «Ввиду того, что означенная церковь являлась помещением, где происходят всякие хулиганства, притон разврата и проч., и что верующие не берут ее уже с давних времен, означенную церковь ликвидировать, для чего поручить к/ф УИК: а) Создать комиссию и осмотреть помещение, надлежаще оформить дело и разрешить на заседании президиума в плоскости утилизации церкви; б) Все богослужебное имущество описать и передать Заудинской общине составляющих Заудинский монастырь». 6 К концу 1920-х годов антирелигиозная кампания приобрела новые масштабы, так как она стала составной частью программы, направленной на осуществление массовой коллективизации. Религия вообще и, в особенности буддизм, оказалась основным препятствием в этом. Буддизм руководством республики стал рассматриваться как легально действующая "контрреволюционная сила". 20-25 мая 1928 года в Верхнеудинске состоялось совещание партийных работников восточных аймаков Бурят-Монгольской АССР, на котором буддизм и дацаны были квалифицированы как "крупнейшая реакционная сила республики" Совещание призвало партийные организации "решительно бороться против основного лозунга ламства и некоторых кругов националистической интеллигенции о том, что дамская культура представляет собой один из основных элементов национальной культуры бурят-монголов".87 10 августа 1928 года Центральный исполнительный комитет БурятМонгольской АССР ЦИК БМАССР направил всем председателям АИКов, РИКов инструкцию, в которой рекомендовалось проведение комбинированной системы мероприятий по борьбе с ламством. "Наряду с антирелигиозной пропагандой, подчеркивалось в документе, административно-судебными мероприятиями, ставкой на усиление раскола и прочими работами по линии соответствующих инстанций входят и наши экономические мероприятия". Далее, отмечалась важность и актуальность борьбы с ламством "в связи с улучшением их экономического благосостояния и усиления деятельности. Эта активность выражается в Протокол заседания антирелигиозной комиссии при Верхнеудинском уездном комитете ВКП(б) о передаче церкви винокуренного завода в ведение заводоуправления на культурные нужды и ликвидации заудинской церкви, 21 апреля 1927 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. Ч.З. НАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 943. Л. 46-46об. // Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). Доржиев Д.Л. К вопросу о проведении "Антирелигиозной кампании" в Бурятии на рубеже 1920-30-х гг. // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1997. С.бб. 168 |
С 1928 г. начинается более жесткая политика по отношению к духовенству и религии. Она привела к существенному сокращению численности бурятских лам, о чем свидетельствуют следующие цифры: численность лам в 1927г. по сравнению с 1916 г., уменьшилась с 11276 до 7566 человек.(28) Сокращение происходило за счет эмиграции лам за пределы БМАССР, снятие сана, ухода в улусы, репрессивных мероприятий НКВД. К концу 20-х годов антирелигиозная кампания приобрела новые масштабы, так как она стала составной частью программы направленной на осуществление массовой коллективизации. Религия вообще и, в особенности буддизм, оказалась основным препятствием в этом. Буддизм стал рассматриваться руководством республики как легально действующая "контрреволюционная сила". 20-25 мая 1928 г. в Верхнеудинске состоялось совещание партийных работников восточных аймаков БМАССР, на котором буддизм и дацаны были квалифицированы как " крупнейшая реакционная сила республики" Совещание призвало партийные организации "решительно бороться против основного лозунга ламства и некоторых кругов националистической интеллигенции о том, что дамская культура представляет собой один из основных элементов национальной культуры бурят-монголов".(29) 10 августа 1928г. ЦИК БМАССР направил всем председателям АИКов, РИКов инструкцию, в которой рекомендовалось проведение комбинированной системы мероприятий по борьбе с ламством." Наряду с антирелигиозной пропагандой, подчеркивалось в документе, административно-судебными мероприятиями, ставкой на усиление раскола и прочими работами по линии соответствующих инстанций входят и наши экономические мероприятия". Далее, отмечалась важность и актуальность борьбы с ламством "в связи с улучшением их экономического благосостояния и усиления деятельности. Эта активность выражается в постройке новых и ремонта старых дуганов, сбора средств на разные религиозные нужды, укрепление своего влияния на трудящиеся массы населения". (30) 55 Правовое положение буддизма определилось Постановлением ЦИК и СНК БМАССР от 17 декабря 1925г., которое проводило в жизнь Декрет Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 23 января 1918г. В дальнейшем с принятием законодательных актов права священнослужителей и верующих неоднократно урезались, приводя к многочисленным фактам нарушения законности, особенно на местах. Дацаны и дацанское имущество национализировалось, ограничивалась медицинская, образовательная, хозяйственная и другие виды деятельности священнослужителей. Лишение избирательных прав, ограничительная паспортизация привели к правовой незащищенности духовенства. Несмотря на антирелигиозную политику государства сознание народных масс в решающей степени оставалось религиозным. Советское государство видело в лице религии главного идеологического конкурента, поэтому власти нужно было не только юридически лишить церковь политических и экономических прав, но и разрушить ее, ослабить церковные организации, лишить их поддержки со стороны миллионных масс города и деревни, среди которых влияние религии было очень сильным. Обновленческое движение в среде буддийского духовенства в 20-е гг. строилось на примиренческой позиции по отношению к Советской власти, это было обусловлено попыткой сохранить религию в существующих условиях. Советская власть пыталась использовать раскол в буддизме для уничтожения его в целом. С 1928 г. начинается более жесткая политика по отношению к духовенству и религии. Она привела к существенному сокращению численности бурятских лам. К концу 20-х годов антирелигиозная кампания приобрела новые масштабы, так как она стала составной частью программы, направленной на осуществление массовой коллективизации. Религия вообще и буддизм в частности оказа132 |