Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 172]

постоянно в улусах и имели возможность широко применять среди населения свое искусство по врачеванию и знахарству.93 Проведение комбинированных мероприятий по отношению к буддийскому духовенству вызвало ответную реакцию со стороны ламства призыв к эмиграции, что расценивалось как контрреволюционная деятельность.
Органы
государственного политического управления имели исчерпывающие данные о лидерах движения, количестве эмигрировавших и другие данные.
Очередная волна эмиграции возникла
в 1922 году в Агинском аймаке, первоначально в Догойском сомоне, а затем охватила Южную и Восточнную части аймака.
Движение было организовано ламством, нойонством и проводилось под лозунгом отторжения Агинского аймака от
Бурят-Монгольской республики и перехода его к Дальневосточному краю, с последующим переходом в Маньчжурию.
В 1925
году эмиграционное движение распространилось на Борзинский сомон Агинского аймака.
Движение возглавило ламство Цугольского дацана.94
Движение стало распространяется после обложения 749 лам дацана подоходным, по совокупности, налогом за 1923-1924 годы на сумму 4331,9 руб., что привело к массовому отказу лам от уплаты налога.
За этим последовал арест руководителей и распродажа имущества злостных
неплательщиков.95 В результате эмиграции Борзинском сомоне была создана самостоятельная национальная административная единица сомона "Новая заря".
К январю 1926 года к сомону было приписано 276 лам.96 Мотивом к приписке ламства Цугольского дацана было: а) непосильное обложение разными налогами и притеснение при их взыскании; б) обновленческое движение как явление, возможное, только в пределах Бурят-Монгольской АССР; в) экономические выходы, как пример, хорошие рыночные условия в Забайкальской губернии, обилие пастбищ и т.д.
С 1925 года правительство республики принимает в законодательном порядке ряд мер, рассчитанных на дезорганизацию ламства:
систематическое обложение налогом; ограничение возрастной нормы приема в хувараки до 18 лет; призыв в ряды РККА с предоставлением избирательных прав до 22 лет; лишение земельных наделов; национализация дацанов.97 В ответ на это ламство усилило агитацию по приписке верующего I] НАРБ.
Ф.248.
Оп.1.
Д.
189.
Л.
14-15.
* АУФСБ РФ по РБ.
Ф.З.
Оп.1.
Д.6.
Л.203.
Ц НАРБ.
Ф.248.
Оп.1.
Д.
173.
Л.
11.
Ц НАРБ.
Ф.248.
Оп.1.
Д.
173.
Л.
12.
97 НАРБ.
Ф.248.
Оп.1.
Д.
173.
Л.
12.
172
[стр. 59]

ность широко применять среди населения свое искусство по врачеванию и знахарству.
(34) Проведение комбинированных мероприятий но отношению к буддийскому духовенству, вызвало ответную реакцию со стороны ламства призыв к эмиграции, что расценивалось как контрреволюционная деятельность.
Органы
ОГПУ имели исчерпывающие данные о лидерах движения, о количестве эмигрировавших и другие данные.
Очередная волна эмиграции возникла
еще в 1922 г.
в Агинском аймаке, первоначально в Догойском сомоне, а затем
охватило Южную и Восточнную части аймака.
Движение было организовано ламством, нойонством и проводилось под лозунгом отторжения Агинского аймака от
Бурреспублики с его переходом к Дальневосточному краю, с последующим переходом в Маньчжурию.
В 1925г.

эмиграционное движение распространяется на Борзинский сомон Агинского аймака.
Движение возглавило ламство Цугольского дацана
(35).
Оно распространяется после обложения 749 лам дацана подоходным, по совокупности, налогом за 1923-24 гг.
на сумму 4331 руб.90 копеек, что привело к массовому отказу лам от уплаты налога.
За этим последовал арест руководителей и распродажа имущества злостных
неплателыциков.(Зб).
В результате эмиграции и была создана организация в Борзинском сомоне самостоятельной национальной административной единицы сомона "Новая заря".
К январю 1926г.
к сомону было приписано 276 лам.(37).
Мотивом к приписке ламства Цугольского дацана было: а) непосильное обложение
их разными налогами и притеснение при их взыскании; б) обновленческое движение как явление, возможное, только в пределах БМАССР; в) экономические выходы, как например, хорошие рыночные условия в Забайкальской губернии, обилие пастбищ и т.д.
С 1925 г.
правительство республики принимает в законодательном порядке ряд мер, рассчитанных на дезорганизацию ламства:
59

[стр.,60]

1) систематическое обложение налогом; 2) ограничение возрастной нормы приема в хувараки до 18 лет; 3) призыв в ряды РККА с предоставлением избирательных прав до 22 лет; 4) лишение земельных наделов; 5) национализация дацанов (38).
В ответ на это ламство усиливает агитацию по приписке верующего населения.
В результате, подали заявления о принятии в Борзинский аймак около 900 домохозяев Цугольского и Адон-Челонского хошунов.(39) О приписке бурятского населения к Борзинскому району Читинской области (данные 1926г.) Таблица 3.
№ Название хошунов Число дворов Приписка к Борзе Процентное отношение 1 Агинский 2840 341 12 2 Цугольский 4099 1165 56,76 3 Адон-Челонский 1274 344 27 4 Адоголинский ^2244 30 1,3 Итого: 8525 1880 22,05 (Таблица составлена по материалам НАРБ, Ф.248, оп.1.
д.173, л.
14) Движение принимает широкий размах.
Лидерами движения было консервативное ламство Цугольского дацана: ламы Гомбожап Ухеев, Ванчик Бушембуев, Дамба Цыденов, Лыгден Дымчиков, Гомбодоржи Найданов и др.
(40) Эмиграционное движение возобновляется в 1928-29 гг.
в Агинском аймаке.
Движением руководили ламы Цугольского и Зугалайского дацанов.
В отличие от предыдущих движений это была массовая эмиграция в Китай, Маньчжурию.
60

[Back]