населения. В результате, подали заявления о принятии в Борзинский аймакЛО около 900 домохозяев Цугольского и Адон-Челонского хошунов. Данные о приписке бурятского населения к Борзинскому району Читинской области на 1926 год даны в таблице № 3." Таблица 3 № Название хошунов Число дворов Приписка к Г п т т зр Процентное Л Т и О Т Т Т Р Т Ч Т /Т Р 1 Агинский 2840 341 12 2 Цугольский 4099 1165 56,76 3 Адон-Челонский 1274 344 27 4 Адоголинский 2244 30 1,3 Итого: 8525 1880 22,05 Движение приняло широкий размах. Лидерами движения было консервативное ламство Цугольского дацана: ламы Гомбожап Ухеев, Ванчик Бушембуев, Дамба Цыденов, Лыгден Дымчиков, Гомбодоржи Найданов и др.10 Эмиграционное движение возобновилось в 1928-1929 годах в Агинском аймаке. Движением руководили ламы Цугольского и Зугалайского дацанов. В отличие от предыдущих движений это была массовая эмиграция в Китай, Маньчжурию. В Бурятской республике на март 1928 года числилось 325 религиозных обществ и групп верующих различных вероисповеданий, преимущественно православных, буддийских, старообрядческих, магометанских и прочих. Действовало 256 молитвенных зданий религиозного культа и 130 часовен.101 К концу 1920-х годов движением было охвачено до 15 сомонов Агинского аймака. Позднее органами ОПТУ НКВД на территории БурятМонгольской АССР было вскрыто и ликвидировано 15 эмиграционных 102 групп. В докладной записке Агинского АИКа от 26 сентября 1926 года на имя Ербанова учитывалась активность духовенства и населения и предлагались следующие практические мероприятия: 1. Упорядочить и усилить работу по обложению ламства. Ц НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д. 173. Л. 13. .Т абл и ц а составлена по материалам НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д.173. Л .14. “ НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д. 173. Л. 16. Из доклада секретаря горсовета союза ’’безбожник'1 о состоянии и работе религиозных общин г.Верхнеудинска. Не ранее 27 марта 1928 г. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник документов. Ч.З. НАРБ. Ф. Р-248. Оп.лЗ. Д. 54. Л. 1-1об.; Зоб. // Интернет. «Открытое общество» (Фонд Сороса). 101 АУФСБ РФ но РБ. Ф.З. Оп.1. Д. 6. Л.204. 173 |
1) систематическое обложение налогом; 2) ограничение возрастной нормы приема в хувараки до 18 лет; 3) призыв в ряды РККА с предоставлением избирательных прав до 22 лет; 4) лишение земельных наделов; 5) национализация дацанов (38). В ответ на это ламство усиливает агитацию по приписке верующего населения. В результате, подали заявления о принятии в Борзинский аймак около 900 домохозяев Цугольского и Адон-Челонского хошунов.(39) О приписке бурятского населения к Борзинскому району Читинской области (данные 1926г.) Таблица 3. № Название хошунов Число дворов Приписка к Борзе Процентное отношение 1 Агинский 2840 341 12 2 Цугольский 4099 1165 56,76 3 Адон-Челонский 1274 344 27 4 Адоголинский ^2244 30 1,3 Итого: 8525 1880 22,05 (Таблица составлена по материалам НАРБ, Ф.248, оп.1. д.173, л. 14) Движение принимает широкий размах. Лидерами движения было консервативное ламство Цугольского дацана: ламы Гомбожап Ухеев, Ванчик Бушембуев, Дамба Цыденов, Лыгден Дымчиков, Гомбодоржи Найданов и др. (40) Эмиграционное движение возобновляется в 1928-29 гг. в Агинском аймаке. Движением руководили ламы Цугольского и Зугалайского дацанов. В отличие от предыдущих движений это была массовая эмиграция в Китай, Маньчжурию. 60 К концу 20-х годов движением было охвачено до 15 сомонов Агинского аймака. Позднее, органами ОГПУ НКВД на территории Бурят-Монголькой АССР было вскрыто и ликвидировано 15 эмиграционных групп.(41) В докладной записке Агинского АИКа от 26 сентября 1926г. Ербанову, учитывалась активность духовенства и населения, и предлагались следующие практические мероприятия: ”1. Упорядочить и усилить работу по обложению ламства; 2. Срочно провести по аймакам отчуждение дамских земель; 3. Срочно разрешить вопрос о призыве ламства, приняв в основу необходимость пересмотра на сей счет постановления СНК БМР; 4. Повсеместно провести и закрыть в дальнейшем порядок безоговорочной конфискации выморочного имущества лам в пользу местных советов; 5. Принять более решительные карательные меры по отношению к активным руководителям Догойского движения и вообще консервативного ламства, приурочив осуществление сего по Агинскому аймаку к введению исключительного положения по борьбе с бандитизмом; 6. Срочно подготовить и закончить национализацию дацанов по Агинскому аймаку, с осуществлением обновления Цугольского и других дацанов; 7. Дать твердые директивы местам об оживлении работы антирелигиозных кампаний; 8. Усилить работу по ламству в Агинском дацане, ассигновав на это соот ветствующие средства". (42) Большое опасение у местных властей вызывала деятельность эмчинов, т е. лам-лекарей, которые имели большое влияние на население. Медицинские школы Бурятии находились в Цугольском и Агинском дацанах. Основная медицинская школа находилась в Ацагатском дацане. В нем был постоянный штат преподавателей. Ацагатскую школу основал эмчи-лама Иролтуев. Также, в этом дацане была сосредоточена литература по медицине на тибетском и монгольском языках. Сюда приезжали учиться медицине из 61 |