2. СрочноО провести по аймакам отчуждение дамских земель. 3. Срочно разрешить вопрос о призыве ламства, приняв в основу необходимость пересмотра на сей счет постановления Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР. 4. Повсеместно провести и закрыть в дальнейшем порядок безоговорочной конфискации выморочного имущества лам в пользу местных советов. 5. Принять более решительные карательные меры по отношению к активным руководителям Догойского движения и вообще консервативного ламства, приурочив осуществление сего по Агинскому аймаку к введению исключительного положения по борьбе с бандитизмом. 6. Срочно подготовить и закончить национализацию дацанов по Агинскому аймаку, с осуществлением обновления Цугольского и других дацанов. 7. Дать твердые директивы местам об оживлении работы антирелигиозных кампаний. 8. Усилить работу по ламству в Агинском дацане, ассигновав на это соответствующие средства".103 Большое опасение у местных властей вызывала деятельность эмчинов, т.е. лам-лекарей, которые имели большое влияние на население. Медицинские школы Бурятии находились в Цугольском и Агинском дацанах. Основная медицинская школа располагалась в Ацагатском дацане. В нем был постоянный штат преподавателей. Ацагатскую школу основал эмчи-лама Иролтуев. В этом дацане была сосредоточена литература по медицине на тибетском и монгольском языках. Сюда приезжали учиться медицине из Тувы и Калмыкии. Эта школа имела тесную связь с монгольскими школами. Полный курс обучения медицине был рассчитан на 6 лет. Многие эмчи-ламы Забайкалья получили медицинское образование в Тибете и Монголии.1 По материалам Первого Всебурятского Духовного Собора 1925 г., проходившего в Ацагатском дацане, лам-лекарей в 44 дацанах и дуганах Бурятии насчитывалось 440 человек.105 Одним из центров тибетской медицины являлся Ацагатский Аршан, основанный в 1922 году Агваном Доржиевым. В 1925-1926 года это было крупнейшее учреждение тибетской медицины. В этом центре была организована школа тибетских медиков в составе 15-20 человек, большая аптека, амбулатория и палаты для больных на 40 человек. В июне 1926 года состоялось собрание тибетских медиков-лам, находившихся в хидах, расположенных на территории Хоринского, !“ НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д. 173. Л.21. „ Базарон Э. Очерки тибетской медицины. Улан-Удэ. 1984. С. 18. 105 АУФСБ РФ по РБ. Ф.З. Оп.1. Д.6. Л.198. 174 |
К концу 20-х годов движением было охвачено до 15 сомонов Агинского аймака. Позднее, органами ОГПУ НКВД на территории Бурят-Монголькой АССР было вскрыто и ликвидировано 15 эмиграционных групп.(41) В докладной записке Агинского АИКа от 26 сентября 1926г. Ербанову, учитывалась активность духовенства и населения, и предлагались следующие практические мероприятия: ”1. Упорядочить и усилить работу по обложению ламства; 2. Срочно провести по аймакам отчуждение дамских земель; 3. Срочно разрешить вопрос о призыве ламства, приняв в основу необходимость пересмотра на сей счет постановления СНК БМР; 4. Повсеместно провести и закрыть в дальнейшем порядок безоговорочной конфискации выморочного имущества лам в пользу местных советов; 5. Принять более решительные карательные меры по отношению к активным руководителям Догойского движения и вообще консервативного ламства, приурочив осуществление сего по Агинскому аймаку к введению исключительного положения по борьбе с бандитизмом; 6. Срочно подготовить и закончить национализацию дацанов по Агинскому аймаку, с осуществлением обновления Цугольского и других дацанов; 7. Дать твердые директивы местам об оживлении работы антирелигиозных кампаний; 8. Усилить работу по ламству в Агинском дацане, ассигновав на это соот ветствующие средства". (42) Большое опасение у местных властей вызывала деятельность эмчинов, т е. лам-лекарей, которые имели большое влияние на население. Медицинские школы Бурятии находились в Цугольском и Агинском дацанах. Основная медицинская школа находилась в Ацагатском дацане. В нем был постоянный штат преподавателей. Ацагатскую школу основал эмчи-лама Иролтуев. Также, в этом дацане была сосредоточена литература по медицине на тибетском и монгольском языках. Сюда приезжали учиться медицине из 61 Тувы и Калмыкии. Эта школа имела тесную связь с монгольскими школами. Полный курс обучения медицине был рассчитан на 6 лет. Многие эмчи-ламы Забайкалья получили медицинское образование в Тибете и Монголии.(43) По материалам Первого Всебурятского Духовного Собора 1925 г., проходившего в Ацагатском дацане, лам-лекарей в 44 дацанах и дуганах Бурятии насчитывалось 440 человек. (44) Одним из центров тибетской медицины являлся Ацагатский Аршан. основанный в 1922 году Агваном Доржиевым, в 1925-26 гг. это было крупнейшее учреждение тибетской медицины. В этом центре была организована школа тибетских медиков в составе 15-20 человек, большая аптека, амбулатория и палаты для больных на 40 человек. В июне 1926 г. проходит собрание тибетских медиков-лам, находящихся в хидах, расположенных на территории Хоринского, Верхнеудинского, Тункинского, Аларского, Эхирит-Булагатского и Баргузинского аймаков. Здесь решаются вопросы, которые призваны упорядочить состояние тибетской медицины в республике, повысить ее качество. В повестке дня были следующие вопросы: 1.0 единообразном приготовлении состава тибетских лекарств (о фармации) 2.06 открытии аптеки и лаборатории тибетской медицины 3.06 открытии амбулатории 4.06 организации Центрального Совета тибетской медицины 5.06 изыскании средств на приобретение состава лекарств. (45) С этими вопросами представители тибетской медицины обращались в СНК республики. Определенной поддержки их деятельности со стороны правительства не было, но не было и противодействия. Власти соблюдали осторожность. В октябре 1926 г. прошло совещание" по вопросам о тибетской медицине". На нем присутствовали Ербанов (председатель), Ермилов, Барадин, Трубачеев, Дашинов, Бадмаин. В постановлении совещания говорится следующее: "В 62 |