Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 178]

верующим на договорных началах, установленных декретом об отделении церкви от государства».110 Между тем, по имеющимся в ЦИКе сведениям, известно, что декрет об отделении церкви от государства за221 не везде выполняется и в некоторых дацанах до сего времени имеют место случаи отдачи родителями своих детей, не достигших 18-летнего возраста, что, несомненно, является прямым нарушением Декрета правительства Бурятии от 17 декабря 1925 года.
В целях полного обеспечения в будущем в проведении в жизнь декрета
221 и устранения причин, препятствующих проведению его.
Бурцик обязывает все АИКи и РИКи и через них и все сомонные, сельские и улусные советы в нижеследующем: 1.
Проводить твердо в жизнь декрет об отделении церкви от государства, обратив особо серьезное внимание на неуклонное проведение в жизнь установленной возрастной нормы приема в хувараки.

2.
О каждых отдельных случаях нарушения как родителями, так и служителями культа декрета всем сомонным советам надлежит немедленно сообщать в соответствующие АИКи (РИКи) для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по статье 124 УК (ред.
1926 г.).
3.
Все АИКи и РИКи через каждые 3 месяца должны представлять в ЦИК сводки об имевших место в аймаке (районе) случаях нарушения возрастной нормы приемы в хувараки.
Зам.председателя ЦИКа Убугунов".1П
Коммунистическая партия вела борьбу с ламизмом.
В мае 1929 года ЦК ВКП(б) в постановлении "О состоянии и работе Бурят-Монгольской партийной организации" говорилось: «Считая в основном правильными, но недостаточными мероприятия ОК по борьбе с сильнейшим влиянием ламства на коренное население и отмечая, в частности, слабость антирелигиозной пропаганды, поручить ОК усилить идеологическую борьбу с ламаизмом, не прибегая при этом к административным мерам».
112 Решения о ликвидации соборов принимали исполнительные органы власти.
Так, в сентябре 1929 года президиум ЦИК БМАССР принял решение о ликвидации Одигитриевского собора в г.
Верхнеудинске.
«Ввиду отказа Одигитриевского общества верующих православных Заявление представителя Тибета Цанит Хамбо Агвана Доржиева во ВЦИК о закрытии Аларского и Унгинского дацанов в Аларском аймаке, Январь 1929 г.
Из истории религиозных конфессий Бурятии.
XX век.
Сборник документов.
4.4.
НАРБ.
Ф.П-1.
Оп.
1.
Д.647.
Л.26-27 // Интернет.
«Открытое общество» (Фонд Сороса).
НАРБ.
Ф.248.
Оп.1.
Д.262.
Л.12.
Из постановления ЦК ВКП(б) "О состоянии и работе Бурят-Монгольской партийной организации", 27 мая 1929 г.
//Известия ЦК ВКП(б).
1929.
14 июня.
С.
17.
178
[стр. 63]

вопросе административного противодействия распространению тибетской медицины, переход на путь запретных мер считать не желательным, ибо последнее при недостаточном охвате населения пунктами европейской медицины, может загнать тибетскую медицину в скрытое состояние.
Существующее отношение правительства БМАССР к тибетской медицине, т.е.
политику отказа от регламентирования деятельности врачей тибетской медицины сохранить" .(46) В 1928-29гг.
в результате экономического и политического давления советских и партийных органов позиции тибетской медицины стали заметно ослабевать.
А в начале 30-х гг.
начинаются массовые аресты лам-медиков и вообще всех служителей культа.
Об ужесточении антирелигиозных мер свидетельствует инструкция ЦИКа аймачным и районным исполнительным комитета БМАССР от 10 апреля 1928г.
"В силу декрета об отделении церкви от государства, изданной БурЦИКом и СНК от 17 декабря 1925г.
за N221, в порядке развития основного декрета ВЦИК и СНК от 25 января 1918 г.
воспрещено служителям культа (ламам) прием в коллективы лам, обучению религиозному культу и посвящение в духовное звание, не достигших 18 летнего возраста.
Между тем, по имеющимся в ЦИКе сведениям, известно, что декрет об отделении церкви от государства за
N 221 не везде выполняется и в некоторых дацанах до сего времени имеет место случаи отдачи родителями своих детей, не достигших 18-летнего возраста, что, несомненно, является прямым нарушением декрета правительства Бурятии от 17 декабря 1925г.
В целях полного обеспечения в будущем в проведении в жизнь декрета
N 221 и устранения причин, препятствующих проведению его, БурЦИК обязывает все АИКи и РИКи и через них и все сомонные, сельские и улусные советы в нижеследующем: 1.
Проводить твердо в жизнь декрет об отделении церкви от государства обратив особо серьезное внимание на неуклонное проведение в жизнь установленной возрастной нормы приема в хувараки
63

[стр.,64]

2.0 каждых отдельных случаях нарушения, как родителями, так и служителями культа декрета всем сомонным советам надлежит немедленно сообщать в соответствующие АИКи (РИКи) для привлечеия виновных лиц к уголовной отвественности по статье 124 УК(ред.) 926г.).
3 Все АИКи и РИКи через каждые 3 месяца должны представлять в ЦИК сводки об имевших место в аймаке (районе) случаях нарушения возрастной нормы приемы в хувараки.
Зам.председателя ЦИКа Убугунов."
(47) Таким образом, в середине 20-х гг.
ЦИК и СНК республики принимают законодательные акты, признающие права буддийской церкви , но анализ документов партии и правительства , приведенных в &1, позволяет сделать вывод: политика Советской власти носит ярко выраженный антирелигиозный характер, хотя и прикрытый принципом свободы совести и вероисповедания.
Это проявляется в комбинированных мероприятиях экономического, политического, культурного плана, причем экономическим мероприятиям уделяется наибольшее внимание.
Во второй половине 20-х гг.усиливается экономический нажим на ламство (землепользование, кооперативные и хозяйственные объединения, имущество).
Непомерные налоги приводят к сокращению священнослужителей путем ухода их из дацанов, снятия сана, вынужденной эмиграции.
Запрет на религиозное обучение детей до 18 лет.
Фактически упразднен институт хуврачества, без которого реальное существование буддийской религии было немыслимым.
Духовенство лишалось всех гражданских прав.
Ходатайства хамбо-ламы А.Доржиева и других религиозных деятелей в высшие инстанции по поводу притеснения прав служителей культа оставались без ответа.
Все антирелигиозные меры ведут к национализации и закрытию дацанов, эмиграции населения за пределы республики, а также к более активным формам протеста, саботажем, митингам, бунтам, они получат широкое распространение уже в 30-х гг.
64

[Back]