1930-х годов, когда "обновленцы" добивались кодификации реформы на многочисленных бурятских съездах и по существу приступивших к их практической реализации; 3. послевоенный период, когда происходит восстановление ламаистской церкви на законодательных и идеологических принципах обновленческого движения.116 Обновленческое движение в Буддийской церкви Бурятии это закономерное изменение одной из надстроечных организаций в соответствии с требованиями буржуазных преобразования в обществе. Корни обновленчества лежат в буржуазной реформе средневековой феодальной церкви. В обновленческом движении можно обнаружить две стороны. Первая чисто административная, как формальное приспособление к общественным и экономическим нормам буржуазной демократии. Вторая сторона идеологическая. Таким образом, еще в начале XX века религиозная реформа была тесно связана с общественным движением бурят, направленном на создание национального государства. Ведущая роль в этих начинаниях принадлежала интеллигенции, ламство в это время могло выделить из своей среды только двух лидеров нового направления Хамбо-ламу Иролтуева, лхарамбу Агвана Доржиева. Обновленческие тенденции выразились так же в стремлении установить тесный контакт с европейской наукой. В этих начинаниях ламству помогли представители национальной интеллигенции, видные бурятские религиозные деятели Ц. Жамцарано, Б. Барадин и др. После революции 1905-1907 годов необходимость в буржуазнодемократических преобразованиях во всех сферах жизни народов России становилась все более актуальной. Демократические процессы, начавшиеся в начале XX века, получили своеобразное продолжение уже после Февральской революции 1917 года. С известием о падении царизма в Чите был образован Временный организационный комитет, в состав которого входили Ш.Б. Бадмаев, Г.Ц. Цыбиков и др., которые заявили о своей поддержке Временного правительства. 23-25 апреля 1917 года в Чите состоялся Первый общебурятский съезд, на котором был принят предварительный проект национальной автономии. Съезд рассмотрел вопросы административного управления, избрал Временный Бурятский Национальный комитет (Бурнацком), в функции которого входило руководство всем процессом национального строительства, подготовка следующего съезда, введение земского самоуправления в бурятских ведомствах, проведение выборов в 116 Абаева Л.Л.. Андреев В.П., Бахаева Э.П. и др. Буддизм: Словарь / Под общей ред. Н.Л. Жуковской М., 1992. С. 197. 182 |
§ 2. Роль государства в обновленческом движении в Бурятии в 1920-е гг. Возникновение обновленческого движения среди бурятского буддийского духовенства относится к концу XIX началу XX века ко времени проведения царским правительством реформ в Забайкалье, отражавших первые буржуазные преобразования в связи с начавшимся развитием капиталистических отношений в национальных окраинах России. Обновленческое движение можно разделить на три основных этапа: 1. период между русско-японской войной и 1917 годом, когда обновленческое движение развивалось в русле национального движения бурят за "культурную" автономию; 2. период от установления в Бурятии Советской власти и до конца 1930х гг., когда "обновленцы" добивались кодификации реформы на многочисленных бурятских съездах и по существу приступивших к их практической реализации 3. послевоенный период, когда происходит восстановление ламаистской церкви на законодательных и идеологических принципах обновленческого движения. (1) Обновленческое движение в Буддийской церкви Бурятии это закономерное изменение одной из надстроечных организаций в соответствии с требованиями буржуазных преобразования в обществе. Корни обновленчества лежат в буржуазной реформе средневековой феодальной церкви. В обновленческом движении молено обнаружить две стороны. Первая чисто административная, как формальное приспособление к общественным и экономическим нормам буржуазной демократии. Вторая сторона идеологическая. Суть идейного преобразования ламаизма модернизация традиционной религии, приспособление ее к более утончен67 Таким образом, еще в начале XX века религиозная реформа была тесно связана с общественным движением бурят, направленном на создание национального государства. Ведущая роль в этих начинаниях принадлежала интеллигенции, ламство в это время могло выделить из своей среды только двух лидеров нового направления Хамбо-ламу Иролтуева, лхарамбу Агвана Доржиева. Обновленческие тенденции выразились так же и в стремлении установить тесный контакт с "европейской наукой". В этих начинаниях ламству помогли представители национальной интеллигенции, видные бурятские религиозные деятели Ц. Жамцарано, Б. Барадин и др. После революции 1905-1907 гг. необходимость в буржуазнодемократических преобразованиях во всех сферах жизни народов России становится все более актуальным. Демократические процессы, начавшиеся в начале XX века, получили своеобразное продолжение уже после Февральской революции 1917 г. С известием о падении царизма в Чите был образован Временный организационный комитет, в состав которого входили: Щ.Б. Бадмаев, Г.Ц. Цыбиков и др., который заявил о своей поддержке Временного правительства. 23-25 апреля 1917 года в Чите состоялся Первый общебурятский съезд, на кагором был принят предварительный проект национальной автономии. Съезд рассмотрел вопросы административного управления, был избран Временный Бурятский Национальный комитет (Бурнацком), в функции которого входило руководство всем процессом национального сгроительства, подготовка следующего съезда, введение земского самоуправления в бурятских ведомствах, проведение выборов в Учредительное собрание и развертывание сети национальных культурно-просветительных учреждений, издательств и органов пропаганды. На Втором общебурятском съезде в Гусиноозерском дацане рассматривался вопрос о подготовке нового положения взамен "Положения о ламаистском духовенстве Восточной Сибири 1853г." Этот вопрос в повестку съезда был 69 |