Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 183]

Учредительное собрание и развертывание сети национальных культурнопросветительных учреждений, издательств и органов пропаганды.
На Втором общебурятском съезде в Гусиноозерском дацане рассматривался вопрос о подготовке нового положения взамен "Положения о ламаистском духовенстве Восточной Сибири 1853
года".
Этот вопрос в повестку съезда был внесен хамбо-ламой Итыгиловым по запросу Министерства исповеданий Временного правительства, которое наметило создать специальные комиссии для пересмотра действующих и выработки новых законоположений, касающихся «инославных и иноверных" исповеданий.117 В комиссию "по пересмотру законодательства о буддистах России" входили: председатель профессор Котляревский С.К., члены министр исповеданий Карташев A.B., министр просвещения Ольденбург С.Ф., а также представители различных министерств.
В комиссию вошли А.
Доржиев, Д.
Сампилон, Р.
Бимбаев, С.
Цыбиктаров, Б.
Барадин.
Эта комиссия выработала наказ, "определяющий волю бурятского народа в решении его вероисповедальных
дел".118 Основные положения наказа сводились к требованию свободы вероисповедания, гарантированной государственными законами, т.е.
правительство не должно было вмешиваться во внутреннюю жизнь дацанов.
Внутренняя административная система ламаистской церкви
реформировалась на основе выборности и коллегиальности.
Во главе буддийского духовенства бурят
стоял выборный бандидо хамбо-лама.
Для обсуждения общих вопросов периодически
собирались съезды духовенства и мирян.
В перерыве между сессиями съездов
функционировал исполнительный, коллегиальный орган Центральный комитет по нерелигиозным делам в резиденции хамбо-ламы.
На втором общебурятском съезде обсуждался также ряд вопросов о внутреннем быте дацанов, предварительно рассматривавшихся съездовской комиссией по религиозным вопросам.
По этим постановлениям на съезде начались серьезные разногласия между группой лам, стоящих за Агваном Доржиевым, и другой группой лам, приближенных к известному политическому деятелю Э.
Вамбоцыренову.
Разногласия продолжались и на четвертом общебурятском съезде, которые касались выборов нового хамбо-ламы.
Раскол, происшедший на втором и четвертом
общебурятских съездах, разделил ламаистов на два враждебных лагеря: обновленцев и консерваторов.
В
последующем борьба достигла значительных масштабов, охватив широкие массы населения Бурятии.
!!! НАРБ.
Ф.483.
Оп.1.
Д.48.
Л.
17.
Герасимова K.M.
Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства.
Улан-Удэ, 1964.
С.23.
183
[стр. 69]

Таким образом, еще в начале XX века религиозная реформа была тесно связана с общественным движением бурят, направленном на создание национального государства.
Ведущая роль в этих начинаниях принадлежала интеллигенции, ламство в это время могло выделить из своей среды только двух лидеров нового направления Хамбо-ламу Иролтуева, лхарамбу Агвана Доржиева.
Обновленческие тенденции выразились так же и в стремлении установить тесный контакт с "европейской наукой".
В этих начинаниях ламству помогли представители национальной интеллигенции, видные бурятские религиозные деятели Ц.
Жамцарано, Б.
Барадин и др.
После революции 1905-1907 гг.
необходимость в буржуазнодемократических преобразованиях во всех сферах жизни народов России становится все более актуальным.
Демократические процессы, начавшиеся в начале XX века, получили своеобразное продолжение уже после Февральской революции 1917 г.
С известием о падении царизма в Чите был образован Временный организационный комитет, в состав которого входили: Щ.Б.
Бадмаев, Г.Ц.
Цыбиков и др., который заявил о своей поддержке Временного правительства.
23-25 апреля 1917 года в Чите состоялся Первый общебурятский съезд, на кагором был принят предварительный проект национальной автономии.
Съезд рассмотрел вопросы административного управления, был избран Временный Бурятский Национальный комитет (Бурнацком), в функции которого входило руководство всем процессом национального сгроительства, подготовка следующего съезда, введение земского самоуправления в бурятских ведомствах, проведение выборов в Учредительное собрание и развертывание сети национальных культурно-просветительных учреждений, издательств и органов пропаганды.
На Втором общебурятском съезде в Гусиноозерском дацане рассматривался вопрос о подготовке нового положения взамен "Положения о ламаистском духовенстве Восточной Сибири 1853г."
Этот вопрос в повестку съезда был 69

[стр.,70]

внесен хамбо-ламой Итыгиловым по запросу Министерства исповеданий Временного правительства, которое наметило создать специальные комиссии для пересмотра действующих и выработки новых законоположений, касающихся "инославных и иноверных" исповеданий.
(5) В комиссии " по пересмотру законодательства о буддистах России" входили: председатель профессор Котляревский С.К., члены: министр исповеданий Карташев А.В., министр просвещения Ольденбург С.Ф., а также представители различных министерств.
В комиссию вошли А.Доржиев, Д.Сампилон, Р.Бимбаев, С.
Цыбиктаров, Б.Барадин.
Эта комиссия выработала наказ, "определяющий волю бурятского народа в решении его вероисповедальных
дел".(6) Основные положения наказа сводились к требованию свободы вероисповедания, гарантированной государственными законами, т.е.
правительство не должно было вмешиваться во внутреннюю жизнь дацанов.
Внутренняя административная система ламаистской церкви
реформируется на основе выборности и коллегиальности.
Во главе буддийского духовенства бурят
стоит выборный бандидо хамбо-лама.
Но для обсуждения общих вопросов периодически собираются съезды духовенства и мирян.
В перерыве между сессиями съездов
функционирует исполнительный, коллегиальный орган Центральный комитет по религиозным делам в резиденции хамбо-ламы.
Гусиноозерский съезд обсуждал, также, ряд вопросов о внутреннем быте дацанов, предварительно рассматривавшихся съездовской комиссией по религиозным вопросам.
По этим постановлениям на съезде начались серьезные разногласия между группой лам, стоящих за Агваном Доржиевым и другой группой лам, приближенных к известному политическому деятелю Э.Вамбоцыренову.
Разногласия продолжались и на Четвертом общебурятском съезде, которые касались выборов нового хамбо-ламы.
Раскол, происшедший на Втором и Четвертом
общебурятском съездах разделил ламаистов на два враждебных лагеря: обновленцев и консерваторов.
В
70

[Back]