Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 184]

После Октябрьской революции в России открывались новые храмы, старые обновлялись, увеличивалось число лам.
Большая заслуга в этом принадлежала Агвану Доржиеву.
В
1920-х годах Агван Доржиев работал в Российском центре по делам буддизма и принимал активное участие в "прогрессивном" крыле бурятской ламаистской церкви, по существу являясь, вместе с Б.
Барадиным
и Ц.
Жамацарано, его идейным вдохновителем.
Касаясь идейного обоснования обновленческого движения, его идеологии считали, что истинным буддизмом является философия древнего китайского буддизма, где "позднейшие усложнения и разветвления не должны учитываться, ибо для будущего нужны только основы буддизма, только те моменты, в которых он соприкасается с проблемами современности".

Аргументы А.
Доржиева для того времени были смелыми: в буддизме нет бога, значит это атеистическая религия, буддизм проповедует сострадание и справедливость, буддизм является культурным выражением одного из входящих в Россию народов.
"Если мы возьмем биографию Будды, писал он, то мы увидим, что Будда не признавал единого верховного существа,
так же он отрицал бога и бессмертие души.
Даже он, Будда, проповедовал, что бытие создается в силу причины, от которой происходит следствие, а жизнь существует в силу кармы, т.е.
трудом и деятельностью.
Будда представлял себя ни пророком, ни святым и ни кем другим, подобным тем, которые приносили себя в жертву, проповедовали в существование бога, бессмертие души, аде и рае, но он свое философское учение построил исключительно на нравственном совершенстве, которое покоится на незыблемых принципах человеческого блаженства".119
Такие идеи настраивали членов "обновленческого" движения на более решительные действия, направленные на изменения в массовом сознании образа прежнего ламы "стяжателя" и " мракобеса", в стремлении возродить ранний буддизм, основанный на принципах простоты и аскетизма.
15 октября 1922 года в Ацагатском дацане состоялся первый духовный съезд буддистов Бурят-Монгольских автономных областей ДВР и РСФСР.
К этому времени уже заканчивалась ликвидация японской интервенции на Дальнем Востоке, и воссоединение ДВР с Советской Россией стало делом ближайшего будущего.
Основной задачей съезда являлось обсуждение и утверждение "Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири" и "Устава внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири", которые должны были заменить устаревшее царское "Положение
119 Герасимова K.M.
Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства.
Улан-Удэ, 1964.
С.23.
184
[стр. 71]

последующем борьба достигла значительных масштабов, охватив широкие массы населения Бурятии.
После Октябрьской революции в России открывались новые храмы, старые обновлялись, увеличивалось число лам.
Большая заслуга в этом принадлежала Агвану Доржиеву.
В
20-х годах Агван Доржиев работает в Российском центре по делам буддизма и принимает активное участие в " прогрессивном" крыле бурятской ламаистской церкви, по существу являясь, вместе с Б.Барадиным Ц.Жамацарано, его идейным вдохновителем.
Касаясь идейного обоснования обновленческого движения, его идеологии, считали, что истинным буддизмом является философия древнего китайского буддизма, где "позднейшие усложнения и разветвления не должны учитываться, ибо для будущего нужны только основы буддизма, только те моменты, в которых он соприкасается с проблемами современности".

(7) Аргументы А.Доржиева для того времени были смелыми: в буддизме нет бога, значит это атеистическая религия, буддизм проповедует сострадание и справедливость, буддизм является культурным выражением одного из входящих в Россию народов.
"Если мы возьмем биографию Будды, писал он, то мы увидим, что Будда не признавал единого верховного существа,
гак же он отрицал бога и бессмертие души.
Даже он.
Будда, проповедовал, что бытие создается в силу причины, от которой происходит следствие, а жизнь существует в силу кармы, т.е.
трудом и деятельностью.
Будда представлял себя ни пророком, ни святым и ни кем другим, подобным тем, которые приносили себя в жертву, проповедовали в существование бога, бессмертие души, аде и рае, но он свое философское учение построил исключительно на нравственном совершенстве, которое покоится на незыблемых принципах человеческого блаженства".

(8) Такие идеи настраивали членов "обновленческого" движения к более решительным действиям, направленным на изменения в массовом сознании образа 71

[стр.,72]

прежнего ламы "стяжателя" и " мракобеса", в стремлении возродить ранний буддизм, основанный на принципах простоты и аскетизма.
15 октября 1922 г.
в Ацагатском дацане состоялся первый духовный съезд буддистов Бурят-Монгольских автономных областей ДВР и РСФСР.
К этому времени уже заканчивалась ликвидация японской интервенции на Дальнем Востоке и воссоединение ДВР с Советской Россией стало делом ближайшего будущего.
Основной задачей съезда являлось обсуждение и утверждение "Положения об управлении духовными делами буддистов Сибири" и "Устава внутренней жизни монашествующих в буддийских хидах Сибири", которые должны были заменить устаревшее царское "Положение
1853 г.”.
Первый документ устанавливал систему административного управления ламаистской церкви Бурятии, второй правила внутреннего распорядка монастырей, правила жизни монашеской общины лам.
(9) На съезде были избраны 4 комиссии: по административным вопросам.
Уставу, богословскому образованию, тибетской медицине.
В составе этих комиссий среди лам и мирян числились представители бурятской интеллигенции А.Доржиев, хамбо-лама Итыгилов, Ж.
Батоцыренов, А.
Цыбенов.
Положение 1922 г.
демонстрировало церковное управление: высшим распорядительным органом церковного управления являлся Духовный Собор, принимавший все решения простым большинством голосом.
Высшим исполнительным органом являлся центральный духовный совет во главе с председателем хамбо-ламой.
Всеми делами дацанов ведали дацанские советы во главе с председателем совета ширетуем настоятелем монастыря.
Все эти новшества были приняты съездом без особых осложнений.
Наибольшее брожение страстей вызвало обсуждение "Устава", в котором проводилась реформа ламского быта применительно к современной жизни трудящихся масс.
В программе обновленчества вопрос реорганизации ламского быта считался ”наиболее глубоким".
72

[Back]