Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 187]

официальных обсуждений и, наконец, была узаконена принята Всебурятским съездом буддистов 1922 году, выработанные и утвержденные им "Положения об управлении делами буддийского духовенства", "Устав внутренней жизни буддийского духовенства" были зарегистрированы по линии народного комиссариата внутренних дел Бурятии.
С 1923 по 1929
год обновленцы пытались провести в жизнь реформу ламаистской церкви согласно "Положению" и "Уставу".
Осуществление реформы раскололо духовенство на два враждебных лагеря: "обновленцев" и "консерваторов" сторонников и противников обновленчества.
Раскол длился около 7 лет и сыграл немалую роль в развитии атеизма
среди рядовых масс верующих.124 В основе внутрицерковной борьбы и раскола духовенства на враждебные группы лежали политические мотивы.
Отношение к Советской власти стало центральным вопросом.
Консерваторы и обновленцы внешне спорили по догматическим вопросам, но по существу речь шла о признании или непризнании Советской власти.
Многие из лам воздерживались выступать против власти, и
их настроения выражались в не соглашательстве с обновленческим курсом лояльности Советскому государству.
Консерваторы связывали воедино Советскую власть и обновленческую реформу.
В религиозную борьбу были втянуты не только ламы, но и
миряне.125 Однако в конфликтах между консерваторами и обновленцами не все было определено политическими мотивами.
Чисто религиозная сторона раздоров заключалась в том, что верующие консерваторы и обновленцы каждый по-своему спасали веру от безверия, которое широко пропагандировалось Советским государством.

Наиболее активная группа консерваторов духовенство Цугольского, Цонгольского, Эгитуйского дацанов активно
сопротивлялась обновленческим реформам, сочетая его с политическими выступлениями против Советской власти.
Лидерами консервативного движения были: бывший Хоринский тайша
Вамбоцыренов, ширетуй Янгажинского дацана А.
Гармаев, ламы Ж.

Галсанов, Э.
Шойдоров, Ц.-Д.
Бадмаев, Н.
Дармаев, Б.
Найданов, Г.
Цыремпилов.

Цонгольские ламы в 1924 году, призывая к саботажу налоговой кампании, доказывали скорое пришествие белых с Востока, иностранных войск из Японии, Чтан-Цзо-Лина, Панчен Богдо.126 Эти дацаны имели Там же.
С.84.
“ НАРБ.
Ф.
1-п.
Оп.
1.
Д.
200.
Л.43.
Герасимова K.M.
Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства.
Улан-Удэ, 1964.
С.
107.
187
[стр. 75]

духовенства" были зарегистрированы по линии народного комиссариата внутренних дел Бурятии.
С 1923 по 1929
гг.
обновленцы пытались провести в жизнь реформу ламаистской церкви согласно "Положению " и "Уставу".

Проведение реформы раскололо духовенство на два враждебных лагеря: "обновленцев" и "консерваторов" сторонников и противников обновленчества.
Раскол длился около 7 лет и сыграл немалую роль в развитии атеизма
среды рядовых масс верующих .(13) В основе внутрицерковной борьбы и раскола духовенства на враждебные группы лежали политические мотивы.
Отношение к Советской власти стало центральным вопросом.
Консерваторы и обновленцы внешне спорили по догматическим вопросам, но, по существу, речь шла о признании или непризнании Советской власти.
Многие из лам воздерживались выступать против власти, и их настроения выражались в несоглашательстве с обновленческим курсом лояльности Советскому государству.
Консерваторы связывали воедино Советскую власть и обновленческую реформу.
В религиозную борьбу были втянуты не только ламы, но и
миряне(14).
Однако, в конфликтах между консерваторами и обновленцами не все было определено политическими мотивами.
Чисто религиозная сторона раздоров заключалась в том, что верующие консерваторы и обновленцы каждый посвоему спасали веру от безверия, которое широко пропагандировалось Советским государством.
Наиболее активная группа консерваторов духовенство Цугольского, Цонгольского, Эгитуйского дацанов активно
сопротивлялось обновленческим реформам, сочетая его с политическими выступлениями против Советской власти.
Лидерами консервативного движения были: бывший Хоринский тайша
Э.Вамбоцыренов, ширетуй Янгажинского дацана А.Гармаев, ламы Ж.Гатсанов, Э.Шойдоров, Ц.-Д.Бадмаев, Н.Дармаев, Б.Найданов, Г.Цыремпилов.
75

[стр.,134]

существование буддийской религии было немыслимым.
Духовенство лишалось всех гражданских прав.
Ходатайства хамбо-ламы Агвана Доржиева и других религиозных деятелей в высшие инстанции по поводу притеснения прав служителей культа оставались без ответа.
Все антирелигиозные меры ведут к национализации и закрытию дацанов, эмиграции населения за пределы республики, а также к более активным формам протеста, саботажам, митингам, бунтам, которые получат более широкое распространение уже в 30-е гг.
2.Вслед за расколом православной церкви произошло аналогичное разделение в среде буддийского духовенства на сторонников реформы, стремившихся примирить вероучение с Советской действительностью и приблизить его к первоначальному буддизму и их противников.
В основе внутрицерковной борьбы и раскола духовенства на враждебные группы лежали политические мотивы.
Отношение к Советской власти стало центральным вопросом.
Консерваторы и обновленцы внешне спорили по догматическим вопросам, но по существу речь шла о признании или непризнании Советской власти.
Многие из лам воздерживались выступать против власти, их настроения выражались в несоглашательстве с обновленческим курсом лояльности Советскому государству.
Консерваторы связывали воедино Советскую власть и обновленческую реформу.
В религиозную борьбу были втянуты не только ламы, но и миряне.
Однако в конфликтах
хмежду консерваторами и обновленцами не все было определено политическим мотивами.
Чисто религиозная сторона раздоров заключалась в том, что верующие консерваторы и обновленцы каждый по-своему спасали веру от безверия, которое широко пропагандировалось Советским государством.

Серьезная борьба началась с 1925 г., в связи с принятием постановления ЦИК и СНК БМАССР об отделении церкви от государства от 17 декабря, за №221.
134

[Back]