вернуться к этому вопросу, разработать и утвердить новый вариант этих документов с учетом постановления ЦИК и СНК Бурятии. Идея Собора была изложена в программном докладе Агвана Доржиева о нравах буддийского духовенства в Индии, Китае, Тибете, Монголии и Бурятии. А. Доржиев произнес гневную речь о том, что религия гибнет от падения нравов духовенства. Он говорил о том, что в монгольских монастырях, в большинстве случаев, нет твердой дисциплины. Высшим блаженством вместо науки и совершенствования признается богатство. В результате бурных споров на съезде была принята новая редакция "Устава", которая несколько отличалась от "Устава" 1922 года, в ней были исключены некоторые крайности. Ламы оставались при своем имуществе, но им было запрещено иметь усадьбы, носить дорогую одежду и обувь. Им предписывалось сдавать личные доходы в общую кассу. Вопрос о занятии ламами земледелием решен не был. Большинство нового состава ЦДС составляли обновленцы. Хамбо-ламой был избран 170 обновленец ДанжаМункужапов. Решения Второго Собора должны были войти в силу после утверждения Всероссийским Собором буддистов в Москве, на который были избраны делегаты из сторонников обновленчества. Ламыконсерваторы, недовольные решением Второго Собора, обращались в Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР с жалобой на неправомочность его решений, доказывая, что обновленческая реформа не применима в условиях Бурятии и противоречит психологии бурят и вековому укладу их жизни. Отчасти они были правы, ибо обновленческое движение не прижилось в среде бурятского народа. В общей массе верующие, в силу своих привычек, традиционной психологии, продолжали придерживаться старых религиозных принципов. 29 декабря 1925 года, когда уже определилась победа обновленцев по всей программе Соборов, выступил Эрдэни Вамбоцыренов с провозглашением нового течения в бурятском ламаизме "независимой группы буддистов, посвятивших себя изучению истинных путей в Нирвану". Нирванист Э. Вамбоцыренов выступил с сокрушительной критикой как консерваторов, так и обновленцев, говоря, что борьбой на Соборе руководит прежде всего "материальное вожделение", а не стремление к праведному сознанию. Независимцы-нирванисты пошли еще дальше обновленцев. Они объявили искажением чистого буддизма всю внешнюю сторону религии храмы, изображения богов, культовый ритуал в храмах, 129 НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д. 146. Л. 86-88. 189 |
Собор открылся 22 декабря 1925 г. В этот же день было опубликовано постановление ЦИК и СНК N 221 от 17 декабря о введении в республике декрета СНК РСФСР об отделении церкви от государства и школы от церкви. Поскольку, "Положение” и "Устав", принятые первым собором, были сняты с регистрации правительством, второму съезду предстояло вернуться к этому вопросу, разработать и утвердить новый вариант этих документов с учетом постановления ЦИК и СНК Бурятии. Идея Собора была изложена в программном докладе Агвана Доржиева о нравах буддийского духовенства в Индии, Китае, Тибете, Монголии и Бурятии. Агван Доржиев произнес гневную речь о том, что религия гибнет от падения нравов духовенства. Он говорил о том, что в монгольских монастырях, в большинстве случаев, нет твердой дисциплины. Высшим блаженством, вместо науки и совершенствования, признается богатство. В результате, бурных споров на съезде была принята новая редакция "Устава", которая отличалась от "Устава" 1922г., однако в ней были исключены некоторые крайности. Ламы оставались при своем имуществе, но им было запрещено иметь свои усадьбы, носить дорогую одежду и обувь. Ламам также предписываюсь сдавать личные доходы в общую кассу. Вопрос о занятии ламами земледелием решен не был. Большинство нового состава ЦДС составляли обновленцы. Хамбо-ламой был избран обновленец Данжа Мункужапов. (18) Решения Второго Собора должны были войти в силу после утверждения Всероссийским Собором буддистов в Москве, куда были избраны делегаты из сторонников обновленчества. Ламы-консерваторы, недовольные решением Второго Собора, обращались в СНК и ЦИК с жалобой на неправомочность его решений, доказывая, что обновленческая реформа не применима в условиях Бурятии и противоречит психологии бурят и вековому укладу и жизни. Отчасти, они были правы, ибо обновленческое движение не прижилось в среде бурятского народа. В общей массе верующие, в силу своих привычек. 77 традиционной психологии, продолжали придерживаться старых религиозных принципов. 29 декабря 1925 г., когда уже определилась победа обновленцев по всей программе Соборов, выступил Эрдэни Вамбоцыренов с провозглашением нового течения в бурятском ламаизме "независимой группы буддистов, посвятивших себя изучению истинных путей в Нирвану". Нирванист Э.Вамбоцыренов выступил с сокрушительной критикой как консерваторов, так и обновленцев, говоря, что борьбой их на Соборе руководит, прежде всего "материальное вожделение", а не стремление к праведному сознанию. Независимцы-нирванисты пошли еще дальше обновленцев. Они объявили искажением чистого буддизма, всю внешнюю сторону религии храмы, изображения богов, культовый ритуал в храмах, бытовые обряды, моления, заклинания, все ламские звания и чины, иерархию. (19) В июне 1927 г. в Москве был проведен Первый Всероссийский духовный собор буддистов СССР. Собор обсудил доклады Центральных духовных советов в Бурятии и Калмыкии, проекты Всесоюзного "Положения" и "Устава" о буддийском духовенстве СССР. Хотя, фактически обновленческое движение не получило широкого распространения на территории Бурятии, за основу проекта Всероссийского "Устава" и "Положения" был взят, именно, проект обновленцев Бурятии. Таким образом, Всесоюзный духовный собор буддистов СССР закрепил победу обновленцев повсеместно. По всем обсуждаемым вопросам были споры и прения. На соборе было решено создать представительство буддийского духовенства в СССР с резиденцией в Ленинградском храме. В 1926 г. в соответствии с постановлением СНК и ЦИК БМАССР об отделении церкви от государства и школы от церкви началась подготовительная работа к национализации дацанов и передаче их группам верующих. Но в большинстве приходов не было таких групп верующих и религиозных обществ. 78 |