бытовые обряды, моления, заклинания, все ламские звания и чины, иерархию.130 В июне 1927 года в Москве был проведен Первый Всероссийский духовный собор буддистов СССР. Собор обсудил доклады Центральных духовных советов в Бурятии и Калмыкии, проекты Всесоюзного "Положения" и "Устава" о буддийском духовенстве СССР. Хотя обновленческое движение не получило широкого распространения на территории Бурятии, за основу проекта Всероссийского "Устава" и "Положения" был взят именно проект обновленцев Бурятии. Таким образом, Всесоюзный духовный собор буддистов СССР закрепил победу обновленцев повсеместно. По всем обсуждаемым вопросам были споры и прения. На Соборе было решено создать представительство буддийского духовенства в СССР с резиденцией в Ленинградском храме. В 1926 году в соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров БурятМонгольской АССР об отделении церкви от государства и школы от церкви началась подготовительная работа к национализации дацанов и передаче их группам верующих. Но в большинстве приходов не было таких групп верующих и религиозных обществ. Аймачным исполнительным комитетам Советов было поручено провести регистрацию этих обществ и групп. Консерваторы в большинстве приходов не придали должного значения своевременной юридической подготовке вопроса, обновленцы опередили их в официальном оформлении групп, представили в исполкомы аймачных Советов все надлежащие документы и заверенные сомоновские списки с подписями членов религиозного общества. В результате обновленцы раньше закончили всю формальную сторону организации групп и получили в свое пользование дацаны по праву первой заявки. В течение лета 1926 года национализация дацанов прошла сравнительно широко, за исключением Агинского, Ацагатского, Янгатинского, Цугольского, Цонгольского, Джидинского, Бултумурского, Дырестуйского, Кондинского и ряда других мелких дацанов.131 Большинство дацанов республики оказывались в руках обновленцев. Конфликты между консерваторами и обновленцами усугубляется обязательством групп верующих предоставить храмы представителям других течений данного вероисповедания для совместного богослужения, но консерваторы демонстративно отказывались от проведения хуралов в одном храме с обновленцами. Консервативное ламство проводило ¡Л? НАРБ. Ф.248. Оп.1. Д. 146. Л. 92-93. 131 НАРБ. Ф.248. Оп. 1. Д. 173. Л.5. 190 |
традиционной психологии, продолжали придерживаться старых религиозных принципов. 29 декабря 1925 г., когда уже определилась победа обновленцев по всей программе Соборов, выступил Эрдэни Вамбоцыренов с провозглашением нового течения в бурятском ламаизме "независимой группы буддистов, посвятивших себя изучению истинных путей в Нирвану". Нирванист Э.Вамбоцыренов выступил с сокрушительной критикой как консерваторов, так и обновленцев, говоря, что борьбой их на Соборе руководит, прежде всего "материальное вожделение", а не стремление к праведному сознанию. Независимцы-нирванисты пошли еще дальше обновленцев. Они объявили искажением чистого буддизма, всю внешнюю сторону религии храмы, изображения богов, культовый ритуал в храмах, бытовые обряды, моления, заклинания, все ламские звания и чины, иерархию. (19) В июне 1927 г. в Москве был проведен Первый Всероссийский духовный собор буддистов СССР. Собор обсудил доклады Центральных духовных советов в Бурятии и Калмыкии, проекты Всесоюзного "Положения" и "Устава" о буддийском духовенстве СССР. Хотя, фактически обновленческое движение не получило широкого распространения на территории Бурятии, за основу проекта Всероссийского "Устава" и "Положения" был взят, именно, проект обновленцев Бурятии. Таким образом, Всесоюзный духовный собор буддистов СССР закрепил победу обновленцев повсеместно. По всем обсуждаемым вопросам были споры и прения. На соборе было решено создать представительство буддийского духовенства в СССР с резиденцией в Ленинградском храме. В 1926 г. в соответствии с постановлением СНК и ЦИК БМАССР об отделении церкви от государства и школы от церкви началась подготовительная работа к национализации дацанов и передаче их группам верующих. Но в большинстве приходов не было таких групп верующих и религиозных обществ. 78 Аймачным исполнительным комитетам Советов было поручено провести регистрацию этих обществ и групп. Консерваторы в большинстве приходов не придали должного значения своевременной юридической подготовке вопроса, обновленцы опередили их в официальном оформлении групп, представили в исполкомы аймачных Советов все надлежащие документы и заверенные сомоновские списки с подписями членов религиозного общества. В результате, обновленцы раньше закончили всю формальную сторону организации групп и получили в свое пользование дацаны по праву первой заявки. В течение лета 1926 г. национализация дацанов прошла сравнительно широко, за исключением Агинского, Ацагатского, Янгатинского, Цугольского, Цонгольского, Джидинского, Бултумурского, Дырестуйского, Кондинского и ряда других мелких дацанов. (20) Большинство дацанов республики оказывались в руках обновленцев. Конфликты между консерваторами и обновленцами усугубляется обязательством групп верующих предоставить храмы представителям других течений данного вероисповедания для совместного богослужения, но консерваторы демонстративно отказываются от проведения хуралов в одном храме с обновленцами. Консервативное ламство проводит отдельные хуралы в иных зданиях, сараях и других местах, собирая вокруг себя население для более успешной борьбы за дацаны и дацанское имущество. По этому поводу известный ленинградский востоковед Е.Е.Обермиллер, посетивший Бурятию в 1926г., с горечью отмечал: ’’Раскол между сотрудниками А.Доржиева и консервативно настроенными ламами производит очень тяжелое впечатление и нет никакой надежды, что будет когда-нибудь примирение. Неделю тому назад я поехал в дацан на праздник Майтрейи, и что я увидел. Оба лагеря праздновали отдельно и притом один рядом с другим, вся церемония и тут и там была совершенно та же, те же тексты и обряды". (21) 79 |