Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 192]

Бурятии" 1925 года, изданных Буробкомом, говорилось: "Всякое движение среди ламства, в том числе и обновленческое, которое вносит в среду ламства элемент раздора, раскола и разложения, мы, несомненно должны всеми мерами углублять, добиваясь желательных для нас результатов".135 Об этой тактике говорилось в докладе М.Н.
Ербанова "По дамскому вопросу": "Обновленческое движение мы должны
рассматривать как результат произошедшего глубокого кризиса в ламаизме, как явление неизбежное и для нас издающее благоприятную обстановку в деле разложения ламаизма.
В глазах широких масс происходящая среди лам борьба создает чрезвычайно невыгодное впечатление, дискредитирует их в глазах населения.
В обновленческое движение вольно или невольно втягиваются и сами верующие миряне.
Здесь также создается два враждебных лагеря явление, несомненно, желательное для нас.
Необходимо всеми мерами и путями углубить обновленческое движение и придать ему широкий «общественный характер».
В практической работе нужно придерживаться принципа максимума осторожности, конспирации, вдумчивости, такта.
В частности на обновленческое движение в том виде и форме, в каком оно в данный момент проводится, партия должна смотреть как на один из методов разложения ламства".136
Итогом обновленческого движения в 1923-1929 годах явилось то, что основная масса духовенства не желала приспосабливаться к новому строю, даже в плане обновленческих реформ.
Многие приняли обновленчество формально, ради своих интересов, не признавая существа.
Немалая часть духовенства оставалась безразличной к проведению реформы.
По состоянию на 1929 год в 44 дацанах республики из 6957 священников консерваторов было 3215, обновленцев 1885, остальные
137 занимали нейтральную позицию.
Итак, вслед за расколом Православной церкви произошло аналогичное разделение в среде буддийского духовенства на сторонников реформы, стремившихся примирить вероучение с советской действительностью и приблизить его к первоначальному буддизму, и их противников.
Горячие дискуссии, споры,
взаимные обвинения были характерны для буддийских соборов.
Позиция государства в этой полемике была очевидной: предпочтение отдавалось обновленческому движению, хотя это и не афишировалось.
В секретных директивах и циркулярах
Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР давались рекомендации и указания местным органам власти о поддержке обновленцев, передаче им храмов, ¡33 НАРБ.
Ф.1-П.
Оп..
1.
Д.
146..
Л.
19 36 НАРБ.
Ф.1-П.
Оп.1.
Д.
146..
Л.З.
137НАРБ.
Ф.248.
Оп.1.
Д.262.
Л.12.
192
[стр. 81]

кола и разложения, мы, несомненно должны всеми мерами углублять, добиваясь желательных для нас результатов".(24).
Об этой тактике говорится в докладе М.Н.
Ербанова "По дамскому вопросу": "Обновленческое движение мы должны
рассмагривать как результат произошедшего глубокого кризиса в ламаизме, как явление неизбежное и для нас создающее благоприятную обстановку в деле разложения ламаизма.
В глазах широких масс происходящая среди лам борьба создает чрезвычайно невыгодное впечатление, дискредитирует их в глаза населения.
В обновленческое движение вольно или невольно втягиваются и сами верующие миряне.
Здесь также создается два враждебных лагеря явление несомненно желательное для нас.
Необходимо всеми мерами и путями углубить обновленческое движение и придать ему широкий "общественный характер".
В практической работе нужно придерживаться принципа максимума осторожности, конспирации, вдумчивости, такта.
В частности на обновленческое движение в том виде и форме, в каком оно в данный момент проводится, партия должна смотреть как на один из методов разложения ламства
".(25).
Итогом обновленческого движения в 1923-1929 гг.
явилось то, что основная масса духовенства не желала приспосабливаться к новому строю, даже в плане обновленческих реформ.
Многие приняли обновленчество формально, ради своих интересов, не признавая существа.
Немалая часть духовенства оставалась безразличной к проведению реформы.
По состоянию на 1929 г.
в 44 дацанах республики, из 6957 священников, консерваторов было 3215, обновленцев -1885, остальные
занимали нейтральную позицию.
(26).
Итак, вслед за расколом православной церкви произошло аналогичное разделение в среде буддийского духовенства на сторонников реформы, стремившихся примирить вероучение с советской действительностью и приблизить его к первоначальному буддизму и их противников.
Горячие дискуссии, споры.

81

[стр.,82]

взаимные обвинения были характерны для буддийских соборов.
Позиция государства в этой полемике была очевидной: предпочтение отдавалось обновленческому движению, хотя это и не афишировалось.
В секретных директивах и циркулярах
ЦИК и СНК республики даются рекомендации и указания местным органам власти о поддержке обновленцев, о передаче им храмов, культового имущества.
Но этот союз государства и обновленцев был временным, а именно, уничтожив консерваторов при помощи обновленцев, затем ликвидировать их самих.
Вражда между обоими течениями всячески подогревалась властями.
В результате, обновленческая реформа не осуществилась, была сведена к формальным мероприятиям и к началу 30-х гг.
обновленческое движение изживает себя.
Таким образом, в 20-е гг.
была осуществлена попытка со стороны государства создать юридическую базу для существования религиозных обществ, поскольку первый опыт открытой "войны и с религией" изъятие церковных ценностей в начале 20-х гг., показал ее полнейшую бесперспективность, даже вредность, так как порождал среди многочисленных масс верующих недоверие к политике партии и правительства и слабо влиял на сокращение уровня религиозности населения.
По всей стране, в том числе и в Бурятии, прошли качественные изменения в государственно-церковных отношениях.
Во-первых, в основном была выполнена буржуазно-демократическая программа в части решения "религиозного вопроса".
Вовторых, наиболее крупные и влиятельные религиозные организации провозглашали и реализовывали в своей деятельности курс политической лояльности к Советской власти.
В-третьих, был накоплен теоретический и практический опыт регулирования самых различных сторон жизнедеятельности религиозных объединений, их отношений с государством, общественными, хозяйственными и иными организациями.
Объективные условия, сложившиеся в стране социально-экономической и политико-идеологической ситуации, вызвали потребность и, более того, необ82

[стр.,135]

Горячие дискуссии, споры, взаимные обвинения были характерны для буддийских соборов.
Позиция государства в этой полемике была очевидной: предпочтение отдавалось обновленческому движению, хотя это и не афишировалось.
В секретных директивах и циркулярах
ЦИК и СНК республики даются рекомендации и указания местным органам власти о поддержке обновленцев, о передаче им храмов культового имущества.
Но этот союз государства с обновленцами был временным и преследовал цель уничтожить консерваторов при помощи обновленцев, затем ликвидировать их самих, нередко органы власти провоцировали эксцессы между враждующими сторонами.
В результате, обновленческая реформа не осуществилась, была сведена к формальным мероприятиям и к началу 30-х гг.
обновленческое движение изживает себя.
3.
Таким образом, в 20-е гг.
была осуществлена попытка со стороны госу дарства создать юридическую базу для существования религиозных обществ, поскольку первый опыт открытой "войны и с религией" изъятие церковных ценностей в начале 20-х гг., показал ее полнейшую бесперспективность, даже вредность, так как порождал среди многочисленных масс верующих недоверие к политике партии и правительства и слабо влиял на сокращение уровня религиозности населения.
По всей стране, в том числе и в Бурятии, прошли качественные изменения в государственно-церковных отношениях.
Во-первых, в основном была выполнена бзфжуазно-демократическая программа в части решения "религиозного вопроса".
Во-вторых, наиболее крупные и влиятельные религиозные организации провозглашали и реализовывали в своей деятельности курс политической лояльности к Советской власти.
Втретьих, был накоплен теоретический и практический опыт регулирования самых различных сторон жизнедеятельности религиозных объединений, их отношений с государством, общественными, хозяйственными и иными организациями.
135

[Back]