Проверяемый текст
Данзанова Аюна Аюшеевна. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму в Бурятии в 1920 - 30-е гг. (Диссертация 1998)
[стр. 193]

культового имущества.
Но этот союз государства и обновленцев был временным
уничтожив консерваторов при помощи обновленцев затем ликвидировать их самих.
Вражда между обоими течениями всячески подогревалась властями.
В результате обновленческая реформа не осуществилась, была сведена к формальным мероприятиям и к началу
1930-х годов обновленческое движение изжило себя.
Таким образом, в 1920-е годах была осуществлена попытка со стороны государства создать юридическую базу для существования религиозных обществ, поскольку первый опыт открытой "войны с религией" изъятие церковных ценностей в начале 1920-х годов показал ее полнейшую бесперспективность, даже вредность, так как порождал среди многочисленных масс верующих недоверие к политике партии и правительства и слабо влиял на сокращение уровня религиозности населения.
По всей стране, в том числе и в Бурятии, прошли качественные изменения в государственно-церковных отношениях.
Во-первых, в основном была выполнена
буржуазно-демократическая программа в части решения "религиозного вопроса".
Во-вторых, наиболее крупные и влиятельные религиозные организации провозглашали и реализовывали в своей деятельности курс политической лояльности к Советской власти.
Втретьих, был накоплен теоретический и практический опыт регулирования самых различных сторон жизнедеятельности религиозных объединений, их отношений с государством, общественными, хозяйственными и иными организациями.

Объективные условия, сложившиеся в стране
социальноэкономические и политико-идеологические ситуации вызвали потребность и, более того, необходимость во внесении в "церковную политику" определенных изменений.
Нужно было отказаться от обусловленных политикой "военного коммунизма" ограничений деятельности религиозных организаций; выработать новые формы и приемы взаимоотношений государства и церкви.
Законодательные акты этого времени, хотя и с ограничениями, допускали существование церкви.
Это привело к изменению и в самой духовной сфере:
расширялись религиозные общества, появлялись новые организации и движения.
Рассматриваемый период 1920-х годов представляет собой время расцвета деятельности обновленцев.
Обновленческое движение ламаистского духовенства протекало в сходных условиях с процессом обновления в русской Православной церкви и других конфессиях страны.
Борьба между консерваторами и обновленцами привела, в конечном счете, к обоюдному поражению и тех и других, победителем
оказалось государство.
193
[стр. 82]

взаимные обвинения были характерны для буддийских соборов.
Позиция государства в этой полемике была очевидной: предпочтение отдавалось обновленческому движению, хотя это и не афишировалось.
В секретных директивах и циркулярах ЦИК и СНК республики даются рекомендации и указания местным органам власти о поддержке обновленцев, о передаче им храмов, культового имущества.
Но этот союз государства и обновленцев был временным,
а именно, уничтожив консерваторов при помощи обновленцев, затем ликвидировать их самих.
Вражда между обоими течениями всячески подогревалась властями.
В результате, обновленческая реформа не осуществилась, была сведена к формальным мероприятиям и к началу
30-х гг.
обновленческое движение изживает себя.
Таким образом, в 20-е гг.
была осуществлена попытка со стороны государства создать юридическую базу для существования религиозных обществ, поскольку первый опыт открытой "войны
и с религией" изъятие церковных ценностей в начале 20-х гг., показал ее полнейшую бесперспективность, даже вредность, так как порождал среди многочисленных масс верующих недоверие к политике партии и правительства и слабо влиял на сокращение уровня религиозности населения.
По всей стране, в том числе и в Бурятии, прошли качественные изменения в государственно-церковных отношениях.
Во-первых, в основном была выполнена буржуазно-демократическая программа в части решения "религиозного вопроса".
Вовторых, наиболее крупные и влиятельные религиозные организации провозглашали и реализовывали в своей деятельности курс политической лояльности к Советской власти.
В-третьих, был накоплен теоретический и практический опыт регулирования самых различных сторон жизнедеятельности религиозных объединений, их отношений с государством, общественными, хозяйственными и иными организациями.
Объективные условия, сложившиеся в стране
социально-экономической и политико-идеологической ситуации, вызвали потребность и, более того, необ82

[стр.,83]

ходимость во внесении в "церковную политику" определенных изменений.
Нужно было отказаться от обусловленных политикой "военного коммунизма" ограничений деятельности религиозных организаций; выработать новые формы и приемы взаимоотношений государства и церкви.
Законодательные акты этого времени, хотя и с ограничениями, допускали существование церкви.
Это привело к изменению и в самой духовной сфере:
расширяются религиозные общества, появляются новые организации, движения.
Рассматриваемый период 20-х гг.
представляет собой время расцвета деятельности обновленцев.
Обновленческое движение ламаистского духовенства протекало в сходных условиях с процессом обновления в русской православной церкви и других конфессиях страны.
Борьба между консерваторами и обновленцами привела, в конечном счете, к обоюдному поражению и тех и других, победителем
в этой борьбе оказалось государство.
Лояльный, по отношению к религии, период оказался недолгим.
В руководстве партии и государства не была в полной мере осознана необходимость придания государственно-церковным отношениям качественно нового характера, к тому же эти проблемы были отнесены на второстепенный план обостряющимися социально-экономическими проблемами в стране, взаимоотношениями внутри партийно-государственного аппарата.
А потому потенциальные возможности по конструктивному развитию государственно-церковных отношений не были реализованы.
Итак, к концу 20-х годов период кратковременного "религиозного НЭПа" завершился.
83

[стр.,135]

Горячие дискуссии, споры, взаимные обвинения были характерны для буддийских соборов.
Позиция государства в этой полемике была очевидной: предпочтение отдавалось обновленческому движению, хотя это и не афишировалось.
В секретных директивах и циркулярах ЦИК и СНК республики даются рекомендации и указания местным органам власти о поддержке обновленцев, о передаче им храмов культового имущества.
Но этот союз государства с обновленцами был временным и преследовал цель уничтожить консерваторов при помощи обновленцев, затем ликвидировать их самих, нередко органы власти провоцировали эксцессы между враждующими сторонами.
В результате, обновленческая реформа не осуществилась, была сведена к формальным мероприятиям и к началу
30-х гг.
обновленческое движение изживает себя.
3.
Таким образом, в 20-е гг.
была осуществлена попытка со стороны госу дарства создать юридическую базу для существования религиозных обществ, поскольку первый опыт открытой "войны
и с религией" изъятие церковных ценностей в начале 20-х гг., показал ее полнейшую бесперспективность, даже вредность, так как порождал среди многочисленных масс верующих недоверие к политике партии и правительства и слабо влиял на сокращение уровня религиозности населения.
По всей стране, в том числе и в Бурятии, прошли качественные изменения в государственно-церковных отношениях.
Во-первых, в основном была выполнена
бзфжуазно-демократическая программа в части решения "религиозного вопроса".
Во-вторых, наиболее крупные и влиятельные религиозные организации провозглашали и реализовывали в своей деятельности курс политической лояльности к Советской власти.
Втретьих, был накоплен теоретический и практический опыт регулирования самых различных сторон жизнедеятельности религиозных объединений, их отношений с государством, общественными, хозяйственными и иными организациями.

135

[Back]