Лояльный по отношению к религии период оказался недолгим. В руководстве партии и государства не была в полной мере осознана необходимость придания государственно-церковным отношениям качественно нового характера, к тому же эти проблемы были отнесены на второстепенный план обостряющимися социально-экономическими проблемами в стране, взаимоотношениями внутри партийногосударственного аппарата. А потому потенциальные возможности по конструктивному развитию государственно-церковных отношений не были реализованы. Итак, к концу 1920-х годов период кратковременного "религиозного нэпа" завершился. 1 Из протокола №1/2 закрытого заседания президиума Бурят-Монгольского обкома РКГТ(б) о проведении в жизнь нового положения о внутреннем устройстве буддийского духовенства и декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, 23 марта 1923 г. НАРБ. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 251. Л. 23-24. '.Архивы Кремля. Политбюро и церковь 1922-1925 гг. Новосибирск, 1997. С.9. ’"Там же. С. 10. 194 |
ходимость во внесении в "церковную политику" определенных изменений. Нужно было отказаться от обусловленных политикой "военного коммунизма" ограничений деятельности религиозных организаций; выработать новые формы и приемы взаимоотношений государства и церкви. Законодательные акты этого времени, хотя и с ограничениями, допускали существование церкви. Это привело к изменению и в самой духовной сфере: расширяются религиозные общества, появляются новые организации, движения. Рассматриваемый период 20-х гг. представляет собой время расцвета деятельности обновленцев. Обновленческое движение ламаистского духовенства протекало в сходных условиях с процессом обновления в русской православной церкви и других конфессиях страны. Борьба между консерваторами и обновленцами привела, в конечном счете, к обоюдному поражению и тех и других, победителем в этой борьбе оказалось государство. Лояльный, по отношению к религии, период оказался недолгим. В руководстве партии и государства не была в полной мере осознана необходимость придания государственно-церковным отношениям качественно нового характера, к тому же эти проблемы были отнесены на второстепенный план обостряющимися социально-экономическими проблемами в стране, взаимоотношениями внутри партийно-государственного аппарата. А потому потенциальные возможности по конструктивному развитию государственно-церковных отношений не были реализованы. Итак, к концу 20-х годов период кратковременного "религиозного НЭПа" завершился. 83 Объективные условия, сложившиеся в саране социально-экономической и политико-идеологической ситуации, вызвали потребность и, более того, необходимость во внесении в "церковную политику" определенных изменений. Нужно было отказаться от обусловленных политикой "военного коммунизма" ограничений деятельности религиозных организаций; выработать новые формы и приемы взаимоотношений государства и церкви. Законодательные акты этого времени, хотя и с ограничениями, допускали существование церкви. Это привело к изменению и в самой духовной сфере: расширяются религиозные общества, появляются новые организации, движения. Лояльный, по отношению к религии, период оказался недолгим. В руководстве партии и государства не была в полной мере осознана необходимость придания государственно-церковным отношениям качественно нового характера, к тому лее эти проблемы были отнесены на второстепенный план обостряющимися социально-экономическими проблемами в стране, взаимоотношениями внутри партийно-государственного аппарата. А потому потенциальные возможности по конструктивному развитию государственно-церковных отношений не были реализованы. 4. С 1929г. начинаются массовые гонения на церковь. ЦИК и СНК Бурятии руководствовались в своей политике на Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929г., которое существенно ограничивало деятельность религиозных организаций. В связи с расширением атеистической работы среди населения усилилась антирелигиозная пропаганда. До конца 20-х годов борьба с ламаизмом шла главным образом в идеологической форме. Рубеж 20-30-х гг. характеризовался выработкой целой системы комбинированных мероприятий культурно-социального, политического и экономического характера. По-прежнему, главными считались методы экономического воздействия и, прежде всего налогообложение. Налоги взиматись без учета реального дохода лам, на местах были случаи грубого произвола со стороны органов власти, которые нередко шли вразрез с законодательством. В результате такой политики численность лам постоянно сокращалась. Данный период ха136 |