Проверяемый текст
Елаев Александр Афанасьевич. Исторический процесс становления, развития и самоопределения бурятского народа (Диссертация 2000)
[стр. 279]

управления.
Высшим органом должен был быть "общенациональный съезд", а между съездами Национальный комитет (сокращенное название Бурнацком) и его Иркутский отдел; затем аймачные съезды аймачные земские управы, хошунные съезды хошунные земские управы, сомонные собрания сомонные земские комитеты.3
Съезд единогласно принял отдельную резолюцию о национальном гербе и автономии территориальной и экстерриториальной: "Настоящий проект положения о национальной автономии считать применимым и целесообразным впредь до выделения особой бурятской территории, на чем необходимо настаивать в Учредительном собрании Российского государства".
Однако этот проект не получил одобрения в министерствах Временного правительства.
Местные его представители признавали за бурятами право только на культурно-национальную автономию.
Такая позиция Временного правительства в отношении проекта автономии бурят оценивается в "Истории Бурятии" как нежелание "классово ограниченного" буржуазного правительства удовлетворить законное право бурят на национальное самоопределение.
Подобная оценка в чем-то правомерна, но все же полного объяснения этому факту не дает.
В сложной обстановке 1917 года Временное правительство не имело собственной концепции разрешения национального вопроса и государственного переустройства страны, и, как показали дальнейшие события, оно
не было способно их решить.
Усиление национального
сепаратизма и нарастание центробежных сил, вызванные общим кризисом и неопределенностью будущего национального и государственного устройства России, грозило распадом страны.
Уже в период первой русской революции Россия вплотную столкнулась с необходимостью решения национальной проблемы и реформирования государственного устройства империи.
Но политическая недальновидность, консерватизм и великодержавность, позиции царизма, не желавшего менять "статус-кво",
не позволили вовремя начать преобразования и тем самым усугубили проблемы.
Представители либеральной общественно-политической мысли того времени выдвигали проекты переустройства Российской империи на федеративных началах.
Разрешение же национального вопроса, являвшегося наиболее сложным, ими предлагалось в форме областной и культурно-национальной автономии в рамках общего федеративного государства.
Эти проблемы в той или иной форме рассматривались в публикациях крупнейших государствоведов и общественных деятелей того периода.

3 НАРБ Ф.2.
Св.10.
279
[стр. 176]

175 автономии в области внутреннего законодательства, суда, администрации и т.д., а также право пропорционального участия в государственном и местном бюджетах.
Кроме того, подчеркивалась необходимость правового закрепления исконной территории, прекращения всех землеустроительных и переселенческих работ, упразднения старого чиновничества, устранения всякой административной опеки над бурятами.1 Надеждами на национальное возрождение был проникнут первый общебурятский съезд, состоявшийся 23-25 апреля 1917 года в Чите.
На нем были предприняты попытки начать "конструирование бурятской автономии".
Для достижения згой общенациональной цели различные политические группировки пошли на компромисс между собой, корректируя свои программы.
Съезд разработал "Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии", по которому бурятская национальная автономия облекалась в буржуазную форму местного управления.
Высшим органом должен был быть "общенациональный съезд", а между съездами Национальный комитет (сокращенное название Бурнацком) и его Иркутский отдел; затем аймачные съезды аймачные земские управы, хошунные съезды хошунные земские управы, сомонные собрания сомонные земские комитеты.*
2 Съезд единогласно принял отдельную резолюцию о национальном гербе и автономии территориальной и экстерриториальной: "Настоящий проект положения о национальной автономии считать применимым и целесообразным впредь до выделения особой бурятской территории, на чем необходимо настаивать в Учредительном собрании Российского государства"3.
'
НАРБ Ф.483.0п.1.Д.48.Л.314.
2 НАРБ Ф.2.Св.10.
J НАРБ Ф.Р-483A.
On.
1 .Д.76.Л.
1.


[стр.,177]

176 Однако этот проект не получил одобрения в министерствах Временного правительства.
Местные его представители признавали за бурятами право только на культурно-национальную автономию.
Такая позиция Временного правительства в отношении проекта автономии бурят оценивается в "Истории Бурятии" как нежелание "классово ограниченного" буржуазного правительства удовлетворить законное право бурят на национальное самоопределение.1 Подобная оценка в чем-то правомерна, но все же полного объяснения этому факту не дает.
В сложной обстановке 1917 года Временное правительство не имело собственной концепции разрешения национального вопроса и государственного переустройства страны, и, как показали дальнейшие события, оно
нс было способно их решить.
Усиление национального,
а также территориального сепаратизма и нарастание центробежных сил, вызванные общим кризисом и неопределенностью будущего национального и государственного устройства России, грозило распадом страны.
Уже в период первой русской революции Россия вплотную столкнулась с необходимостью решения национальной проблемы и реформирования государственного устройства империи.
Но политическая недальновидность, консерватизм и великодержавность позиции царизма, не желавшего менять "статус кво",
нс позволили вовремя начать преобразования и тем самым усугубили проблемы.
Представители либеральной общественно-политической мысли того времени выдвигали проекты переустройства Российской империи на федеративных началах.
Разрешение же национального вопроса, являвшегося наиболее сложным, ими предлагалось в форме областной и культурнонациональной автономии в рамках общего федеративного государства.
Эти проблемы в той или иной форме рассматривались в публикациях крупнейших государствоведов и общественных деятелей того периода.1
2 1 История Бурят-Монгольской АССР.
Т.1.
С.482.
2 Кокошкин Ф.
Областная автономия и единство России.
М., 1905; Авалов 3.
Областные сеймы (Федерализм) / Конституционное государство.
СПб., 1905; Каутский К.

[Back]