Бурнардумы Н. Дамдинова и при участии Агинской аймачной управы карательный конный отряд. К началу 1919 года окончательно оформилась давно витавшая в умах радикальной интеллигенции и впервые изложенная в программе "крайних народников" в 1905 году идея объединения монгольских народов в единое государственное образование. Возрождение этой идеи в тот период не было случайным, а было связано с ходом и некоторыми результатами национального движения. К 1919 году был достигнут определенный рубеж в строительстве национальной автономии. На обособленной территории бурятских ведомств около двух лет действовали под руководством Бурнацкома органы национального самоуправления. Эти органы были признаны Советской властью в 1918 году, а затем и "Правительством Забайкальской области" атамана Семенова как органы самоуправления бурятского народа. Тем самым цели национального движения, среди которых основной было обретение национальной автономии к 1919 году, в основном, формально были достигнуты. Вместе с тем, отчетливей стали видны и трудности на пути национального строительства. Длительный период пребывания в составе Российского государства оказал большое влияние на бурятский народ, продвинув его по пути европейской культуры. В то же время колониальная политика царизма, особенно в конце XIX начале XX вв., лишила бурят части их земель и привела к увеличению численности русского населения, что, в свою очередь, вызывало конфликты на национальной почве. С развитием экономики в начале XX века родовая бурятская община все более теряла свой родоплеменной характер, постепенно превращаясь в территориальную общность административную единицу. С распадом родовой общины, при "чересполосице" русских и бурятских земель и крайне низкой плотности населения, наметилась тенденция к растворению бурят как этноса, что особенно было заметно в Иркутской губернии. В этих условиях лидеры национального движения, возглавлявшие к тому времени Бурнацком, встали перед выбором путей дальнейшего развития автономии: строить ли ее в рамках Российской государственности и в зависимости от нее, при доминировании иноязычного большинства с его культурой, или пытаться создать единую общемонгольскую государственность в объединении с родственными монголоязычными народами. Неопределенность будущего бурятского народа и его автономии в рамках Российского государства, раздираемого в тот период классовой борьбой и гражданской войной, склонила чашу весов в пользу идеи обретения собственной государственности путем объединения монголоязычных народов. Так окончательно оформились взгляды, которые были изложены 287 |
188 провозгласил нейтралитет и отказ от вооруженной борьбы и с этой целью пытался не допустить мобилизации бурятского населения в Красную Армию. Однако с приходом к власти атамана Семенова, в нарушение провозглашенного нейтралитета, Бурнардума стала создавать аймачные отряды “Улан-Цагда” для охраны и защиты бурятских земств. Примером тому может служить сформированный под руководством члена Бурнардумы Н.Дамдинова и при участии Агинской аймачной управы карательный конный отряд. К началу 1919 года окончательно оформилась давно витавшая в умах радикальной интеллигенции и впервые изложенная в программе “крайних народников” в 1905 году идея объединения монгольских народов в единое государственное образование. Возрождение этой идеи в тот период не было случайным, а было связано с ходом и некоторыми результатами национального движения. К 1919 году был достигнут определенный рубеж в строительстве национальной автономии. На обособленной территории бурятских ведомств около двух лет действовали под руководством Бурнацкома органы национального самоуправления. Эти органы были признаны Советской властью в 1918 году, а затем и “Правительством Забайкальской области” атамана Семенова как органы самоуправления бурятского народа. Тем самым цели национального движения среди которых основной было обретение национальной автономии к 1919 году, в основном, формально были достигнуты. Вместе с тем отчетливей стали видны и трудности на пути национального строительства. Длительный период пребывания в составе Российского государства оказал большое влияние на бурятский народ, продвинув его по пути европейской культуры. В то же время, колониальная политика царизма особенно в конце XIX начале XX вв. лишила бурят части их земель и привела к увеличению численности русского населения, что, в свою очередь, вызывало конфликты на национальной почве. С 189 развитием экономики в начале XX века родовая бурятская община все более теряла свой родоплеменной характер, постепенно превращаясь в территориальную общность административную единицу. С распадом родовой общины, при “чересполосице” русских и бурятских земель и крайне низкой плотности населения, наметилась тенденция к растворению бурят как этноса, что особенно было заметно в Иркутской губернии. В этих условиях лидеры национального движения, возглавлявшие к тому времени Бурнацком, встали перед выбором путей дальнейшего развития автономии: строить ли ее в рамках Российской государственности и в зависимости от нее, при доминировании иноязычного большинства с его культурой, или пытаться создать единую общемонгольскую государственность в объединении с родственными монголоязычными народами. Неопределенность будущего бурятского народа и его автономии в рамках Российского государства, раздираемого в тот период классовой борьбой и гражданской войной, склонила чашу весов в пользу заманчивой идеи обретения собственной государственности путем объединения монголоязычных народов. Так окончательно оформились взгляды, которые были изложены одним из представителей национальной интеллигенции Ц.Жамцарано, и суть их заключалась в следующем: объединение Монголии с Внутренней Монголией, Бурятией, Калмыкией, с монголами Синьцзяна и Тувы позволит восстановить исторический регион проживания монголов и превратить новую страну в действительно самостоятельное, суверенное государство, независимое от влияния Японии, Китая и России. Причем, это государство должно придерживаться нейтралитета по типу Швейцарии1. Попытками на деле реализовать идею создания общемонгольского государства были две конференции, одна из которых состоялась в феврале 1919 года в Чите. Съезд (конференция) проходил под председательством Нейсе-гэгэна (князя) Внутренней Монголии Ничи-Тойна Мснду Баира, 1 Правда Бурятии. 5 августа 1992. |